Театральная компания ЗМ

Пресса

3 марта 2014

Гид по «Золотой Маске»: «Новая пьеса»

Земфира Саламова | Интернет-портал teatr-navigator.ru

С 5 по 13 марта на «Золотой Маске» пройдет показ спектаклей программы «Новая пьеса».

Эта рубрика вошла в состав фестиваля (сначала как часть проекта «Маска Плюс») в 2009 году, и сегодня предстает неотъемлемой, значимой его составляющей.


«Новая драма» — динамично развивающееся движение современного российского театра. Еще 15 лет назад она болезненно воспринималась зрителем как вызов, но сегодня, по мнению кураторов программы «Новая пьеса», превращается в «новую норму». При этом «Новая драма» продолжает поиск непривычных форм обращения к зрителю и проблемам его повседневности.


Мы в особенности рекомендуем ознакомиться со следующими спектаклями программы «Новая пьеса»:


«Хорошего дня!» (Operomanija, Вильнюс, Литва)


Опера для 10 кассирш, звуков супермаркета и фортепиано

Через монологи продавщиц супермаркета о своей непростой жизни, минималистичная и остроумная литовская опера передает зрителю ощущение реальности повседневных переживаний.

«…ироничный тон, взятый авторами «Хорошего дня!», и их нежное отношение к героиням-продавщицам делают эту историю чуть менее мрачной, чем можно ожидать, и чуть более оригинальной, чем критика капитализма» (Кристина Матвиенко).

«komA»


(Центр им. Вс. Мейерхольда, Херсон, Украина)

Спекаткль по пьесе Георга Штаудахера и Фолькера Шмидта о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются современные школьники, поставлен в документальной манере. Он вовлекает зрителя в исследование причин, приводящих к столь частым в современном мире школьным трагедиям.

«Режиссер Андрей Май, выпускник магистратуры ЦИМа и активист театрального эксперимента, в том числе связанного с «новой драмой», в Украине, поставил «комУ» в формате site specific театра – зрителей, разбитых на четыре группы, водят по школьным кабинетам, подсобкам и рекреациям, чтобы в каждом новом месте рассказать новый фрагмент истории» (Кристина Матвиенко).

«Национальный план развития»


Театр «Dirty Deal», Рига, Латвия


Моноспектакль в форме театрализованной лекции о перспективах развития латвийского государства. В его центре - пробуждение у зрителя осознания своей гражданственности, права участия в развитии страны и определение характера его отношений с властью. Идею повышения правового сознания мы можем найти и в московских театрах — в программе Золотой Маски есть спектакль на схожую тематику «Алиса и государство«, сочиненный Сашей Денисовой про социальные и политические реалии современной России.

«В качестве прообраза 68-страничного «национального плана развития» существует официальный, выбранный правительством на шестилетку с 2014 по 2020 годы. Но приблизить его к реальности можно только через вовлечение каждого гражданина некогда аграрной страны, переживающей сегодня трудное время» (Кристина Матвиенко).

«Русский и литература»


Драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Абакан.



Спектакль Евгения Ланцова поставлен по пьесе писателя Максима Осипова — театральной адаптация его повести «Камень, ножницы, бумага». Создателя постановки обращаются к проблемам современной русской действительности: трудному поиску духовной опоры людей и путей к их объединению в сплоченное общество.

«Тексты Максима Осипова, врача из Тарусы и яркого самобытного прозаика, появились в театральном обиходе недавно, и абаканский спектакль тут – один из самых успешных примеров их сценической адаптации. В «Русском и литературе» через историю привязанности ученицы к своему умному и свободному школьному учителю делается попытка отрефлексировать нынешнее состояние российского общества, глубоко разрозненного и не имеющего внутреннего стремления к единению на почве чего бы то ни было – государственности ли, идеологии, религии» (Кристина Матвиенко).

«Папа»

Театр 18+, Ростов-на-Дону


трэш-мюзикл


«Документальный трэш-мюзикл», как определил его режиссер спектакля Юрий Муравицкий, — первая постановка независимого ростовского театр «18+». «Документальность» (интервью, которые создатели взяли у самых разных ростовчан) гармонично объединяется в спектакле с музыкой: Папы Срапы, электронщика, играющего на инструментах собственного изготовления, казачьего рэпа художника Максима Ильинова и дарк-шансона Дениса Третьякова. Вместе постановка представляет собой вербатим-исследование Ростова, его культуры и мифологии.

«..музыка – один из главных ключей, с помощью которого «приезжие» авторы проекта открывали для себя город. Музыка, в которой по определению кого-то из героев спектакля, смешались «самоидентичность и мировая фишка». Ростов в «Папе» получился очень неофициозным, противоречивым, сохранившим свой в какой-то степени анархичный, неформальный дух» (РИА-Новости).

«Дождь за стеной»


Театр Марка Вайля «Ильхом», Ташкент, Узбекистан и Студия SounDrama, Москва


Спектакль лидера студии «Soundrama» Владимира Панкова по пьесе одного из значимых представителей движения «Новая драма» Юрия Клавдиева представляет собой пример непривычного театрального обращения с «социальной» тематикой — в виде фирменного «саундрамовского» полифонического музыкального переживания.

«Столкновение экзотических элементов в одном спектакле: новодрамовского поэта-агрессора Клавдиева, музыкантов-соавторов сценического текста и пластичных, бесстрашных актеров «Ильхома» – дало неожиданное качество театра, своей галлюциногенностью четко отразившего одну из картинок сегодняшнего мира» (Кристина Матвиенко).

«Анна Каренина»


Театр юного зрителя, Хабаровск.


Совместная работа «новодрамовских» классиков: режиссера Бориса Пвловича и драматурга Клима (художественный руководитель «Центра драматургии и режиссуры») — размышление на основе романа Л.Н. Толстого о природе женщины, искусства, природе отношений художника и искусства.

«Шестеро актеров часто меняются ролями, особенно непостоянны женщины – все трое «проходят через Анну».

Актеры то нарочито безэмоциональны, то срываются на повышенные тона. Страстные монологи Анны столь же горячи, как и комментарии Хора о театре, кино и фольклорных теориях Проппа. Поток текста Клима провоцирует актеров перебивать друг друга, не слушать, не слышать, переспрашивать» («Петербургский театральный журнал»).

Программа «Новая пьеса» инетерсна для ознакомления, так как является пространством эксперимента с формой и поиска нового способа высказывания, новых возможностей контакта со зрителем.

В следующих постах нашего «Гида по «Золотой Маске» — рекомендации по региональным спектаклям конкурсной программы фестиваля. А о том, как бесплатно попасть на рекомендованные фестивальные спектакли — читайте в статье «Театр — студентам».



оригинальный адрес статьи