Театральная компания ЗМ

Пресса

27 марта 2014

В соучастники к Сальери

Анна Галайда | Газета «Ведомости»

В Москве конкурсные работы екатеринбуржцев оказались вырванными из своего естественного контекста: хореограф Вячеслав Самодуров, он же худрук балетной труппы театра, умеет монтировать из одноактных балетов захватывающие миксты, объединенные одной идеей. Cantus Arcticus («Песни Арктики») в оригинале идет со старинной «Консерваторией» Бурнонвиля и «Пятью танго» современного голландского классика ван Манена в программе «XIX-XX-XXI»; «Вариации Сальери» — стержневая часть вечера En Pointe («На пуантах»). Объединили их лишь по гастрольной необходимости, разбавив не попавшей в конкурс, но уникальной для России «Консерваторией» Бурнонвиля. Таким образом программа обернулась поэмой во славу пуантов, проскочив за два часа путь от балетного александрийского стиха, тяжеловатого и величавого, до обэриутских парадоксов.

Эволюцию можно было отслеживать сразу в двух плоскостях: с одной стороны, как развитие исполнительского стиля — и здесь уральские танцовщики достойны гимна, особенно принимая во внимание, что у большинства из них было по два-три выхода за вечер; с другой — как персональную презентацию хореографа Вячеслава Самодурова, за один вечер превратившегося из молодого и подающего большие надежды новичка в мастера высшей лиги.

Оба представленных в Москве его балета обладают собственными достоинствами и неповторимым обаянием, хотя объединены такими важнейшими свойствами постановщика, как понимание театральной природы балета и любовь к качественной и небанальной музыке (в основе Cantus Arcticus — одноименный «концерт для птиц с оркестром» современного финна Эйноюхани Раутаваара, «Вариации Сальери» — это «26 вариаций на тему испанской фолии»).

И все же Cantus Arcticus с его щемящим чувством одиночества — только вариации в поисках темы, фонтанирующая фантазия, с трудом обуздываемая молодым автором, упоение от сотрудничества с художниками Энтони Макилуэйном, Еленой Зайцевой и Александром Гулагой, которых можно назвать полноправными соавторами «Песен Арктики».

Сложно представить, что хирургически точные и ясные «Вариации Сальери» отделены от Cantus Arcticus всего четырьмя месяцами работы: кажется, еще никто из хореографов наших дней не прогрессировал так стремительно. Премьерская пара, три дуэта солистов и кордебалет, кажется, заключены в драгоценную шкатулку красного бархата. Но ни диадемы, ни пачки, ни пуанты не придают этой истории антикварный характер: Елена Воробьева и Андрей Сорокин, ведущие за собой весь ансамбль, в калейдоскопическом разнообразии комбинаций не снижают современной динамики. Реставрация и деконструкция классических па, остроумно задуманная хореографом, благодаря их фарфоровому изяществу обретает дополнительное обаяние. Зрителям отведена роль соучастников: если попытаться распознать в новом давно знакомое старое, сам обнаружишь себя в положении En Pointe.



оригинальный адрес статьи