Театральная компания ЗМ

Пресса

27 марта 2014

Иронические балеты Вячеслава Самодурова

Валерий Модестов | Газета «Вечерняя Москва»

Во вторник Екатеринбургский театр оперы и балета удивлял москвичей балетной программой «На пуантах», которую он привез в столицу благодаря театральному фестивалю «Золотая маска», ежегодно представляющему лучшие спектакли России на московской сцене. За дирижерским пультом стоял маэстро Павел Клиничев, один из лучших интерпретаторов музыки балетных спектаклей.

Три балета программы представляют разные века, разные стили искусства танца. Это – «Консерватория» Августа Бурнонвиля, «Вариации Сальери» и «Песни Арктики» Вячеслава Самодурова, который решил взглянуть на классический балет с позиции сегодняшнего дня: весело, остроумно, с шутливой иронией, но без насмешек.

Для образца был выбран фрагмент из балета Х.С. Паулли «Консерватория» (1849), рассказывающий о жизни в танцевальной школе. Об этом бурнонвильском спектакле говорят: «Ритм должен быть в ногах, а мелодия наверху. Танцоры должны походить на фарфоровые статуэтки».

Екатеринбургские артисты, выученные Диной Бёрн Ларсен – лучшим на сегодня специалистом по наследию Бурновиля, с задачей справились.
Теперь г-жа Ларсен дает уроки «самой сложной в мире балетной техники» учащимся Академии русского балета в Петербурге, где ставится этот спектакль – «об очень смешных педагогах и чудесной молодежи».

В «соревнование» с классической «Консерваторией» вступили изящно осовремененные «Вариации Сальери». Балет поставлен на «26 вариаций на тему испанской фолии» Антонио Сальери, который был блестящим мелодистом. Получилась забавная пародия на классический балет и на куртуазную жизнь старой Европы, где этот балет зародился, основанная на игре, импровизации и гротеске.

Вячеслав Самодуров выстроил действие тонко, изобретательно, с чувством меры и вкуса, превратив вариации солистов в миниатюрные пластические зарисовки с натуры. Елена Воробьёва и Андрей Сорокин, который в прошлом году достойно представлял Екатеринбург на телепроекте «Большой балет», темпераментно «выясняли отношения» между собой, с кордебалетом, а заодно и с «классикой».

Самодуров использовал колдовскую силу фолии – простой мелодии, под которую дурачились раньше на карнавалах, – чтобы вовлечь в придуманную им игру музыкантов, танцовщиков, художников и зрителей.

Заключала вечер еще одна интересная работа Вячеслава Самодурова – балет «Песня Арктики», поставленный на волшебную музыку финского композитора Эйноюхани Раутаваара. Немного фантазии, и можно представить заснеженный арктический пейзаж, на фоне которого композитор, художник по свету и хореограф посредством утонченной звуковой, световой и пластической игры добиваются волшебных гипнотических эффектов: в завораживающе красивую музыку вплетаются птичьи голоса, видны всполохи северного сияния и на их фоне нескончаемая круговерть пестрых птиц. Этакий птичий базар.

Тела птиц не иллюстрируют музыку, а воссоздают ее в пластической интерпретации хореографа, превращаясь в завораживающие музыкально-пластические образы, которые способны вызывать восторг, радость, печаль, улыбку, светлую грусть и щемящую тоску... И всё это во имя любви двух людей, затерявшихся в призрачном сиянии льдов.

Необходимо сказать и о работе художников. Александр Гулага талантливо разукрасил сцену световыми красками, а Елена Зайцева придумала диссонантные костюмы, которые подчеркнули ирреальную пародийность происходящего.




оригинальный адрес статьи