Пресса
Конкурсная программа
Региональные проекты
«Золотая Маска в кино»
Зарубежные проекты
«Золотая Маска в городе»
Детский Weekend
Внеконкурсная программа
Архив
28 февраля 2008
На "Золотой маске" показали балеты Роббинса
XIV Всероссийский театральный фестиваль "Золотая маска", не дожидаясь своего официального открытия 27 марта, начал показ конкурсных балетов. И если порой балетные года бывали "засушливыми", то прошлый театральный сезон на редкость урожайный.
Первыми в Москву приехали пермяки. Балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета показала на новой сцене Большого театра вечер "Хореографии Джерома Роббинса", включающий балеты "Времена года" и "Концерт".
Пермский балет связывают с Фондом Баланчина многолетние творческие отношения, осуществлено множество совместных проектов, поставлены балеты "Сомнамбула", "Балле Империал", "Серенада", "Доницетти-вариации". Теперь дело дошло и до Роббинса, балеты которого мало известны в России и их почти здесь не танцевали. Только два балета шли на сценах Большого театра ("Послеполуденный отдых фавна") и Мариинки ("В ночи"). Пермяки осуществили свой первый проект с Фондом Роббинса, который не так часто и очень избирательно дает разрешение на постановку роббинсовских опусов. Выбор пал не на столь известные и популярные шедевры мэтра, как "В ночи" или "Танцы на вечеринке", а на незнакомые широкой публике балеты "Времена года" и "Концерт" (на музыку Верди и Шопена соответственно). Вечер получился легким, изящным, полным юмора.
Неоклассический дивертисмент "Времена года" поставлен под старинный маскарад. Зима представлена снежинками, катком, замерзшими девчонками и дующими юношами-ветрами. Весна - игривым и виртуозным па-де-де в ансамбле из четырех танцовщиков. Знойное лето показано с арабскими интонациями. Осень - это вакханалия сродни "Вальпургиевой ночи" с непременным сатиром.
При внешней простоте хореография Роббинса ставит перед танцовщиками сложные координационные задачи, предлагает непривычные комбинации движений и музыкальные акценты. Но пермский театр не побоялся включить в свой репертуар этот балет, хотя в труппе нет столь виртуозных и ярких солистов для его исполнения. А ведь спектакль задумывался как парад звезд.
Более того, художник Елена Соловьева создала костюмы, которые, к сожалению, отдают казенностью эпохи советского балета.
"Концерт" - комический балет. Сперва за рояль садится пианист, потом на сцене рассаживаются танцовщики - "публика". Шуршат бумажками, путают места, скрепят креслами, раздражают и раздражаются. Приходят и балерина, и серьезный студент, и супружеская пара, кого только нет. Начинается концерт. Роббинс пародирует в нем и собственную хореографию, и Баланчина. Так, в "Вальсе ошибок" танцовщики не соблюдают рисунок или слишком близко стоят, или не те руки и ноги в позах, перепутаны комбинации, и танцовщицы не вовремя вступают. Чего в этом балете только нет: тут ходят с зонтиками под дождем, муж представляет убийство супруги, а потом танцует мазурку, воображая себя польским гусаром. В финале "зрители" превращаются в бабочек и надоедают пианисту так, что он отлавливает их сачком. Спектакль показался недорепетированным, без точных смысловых акцентов: ведь надо знать, что пародируешь. В номинации "Лучший балетный спектакль" пермякам будет трудно конкурировать с лучшими балетными труппами мира Большого и Мариинского театров. Но привозить Роббинса стоило хотя бы для балетоманских радостей.
оригинальный адрес статьи
Зрители полетели бабочками
Александр Фирер | Российская газетаНа "Золотой маске" показали балеты Роббинса
XIV Всероссийский театральный фестиваль "Золотая маска", не дожидаясь своего официального открытия 27 марта, начал показ конкурсных балетов. И если порой балетные года бывали "засушливыми", то прошлый театральный сезон на редкость урожайный.
Первыми в Москву приехали пермяки. Балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета показала на новой сцене Большого театра вечер "Хореографии Джерома Роббинса", включающий балеты "Времена года" и "Концерт".
Пермский балет связывают с Фондом Баланчина многолетние творческие отношения, осуществлено множество совместных проектов, поставлены балеты "Сомнамбула", "Балле Империал", "Серенада", "Доницетти-вариации". Теперь дело дошло и до Роббинса, балеты которого мало известны в России и их почти здесь не танцевали. Только два балета шли на сценах Большого театра ("Послеполуденный отдых фавна") и Мариинки ("В ночи"). Пермяки осуществили свой первый проект с Фондом Роббинса, который не так часто и очень избирательно дает разрешение на постановку роббинсовских опусов. Выбор пал не на столь известные и популярные шедевры мэтра, как "В ночи" или "Танцы на вечеринке", а на незнакомые широкой публике балеты "Времена года" и "Концерт" (на музыку Верди и Шопена соответственно). Вечер получился легким, изящным, полным юмора.
Неоклассический дивертисмент "Времена года" поставлен под старинный маскарад. Зима представлена снежинками, катком, замерзшими девчонками и дующими юношами-ветрами. Весна - игривым и виртуозным па-де-де в ансамбле из четырех танцовщиков. Знойное лето показано с арабскими интонациями. Осень - это вакханалия сродни "Вальпургиевой ночи" с непременным сатиром.
При внешней простоте хореография Роббинса ставит перед танцовщиками сложные координационные задачи, предлагает непривычные комбинации движений и музыкальные акценты. Но пермский театр не побоялся включить в свой репертуар этот балет, хотя в труппе нет столь виртуозных и ярких солистов для его исполнения. А ведь спектакль задумывался как парад звезд.
Более того, художник Елена Соловьева создала костюмы, которые, к сожалению, отдают казенностью эпохи советского балета.
"Концерт" - комический балет. Сперва за рояль садится пианист, потом на сцене рассаживаются танцовщики - "публика". Шуршат бумажками, путают места, скрепят креслами, раздражают и раздражаются. Приходят и балерина, и серьезный студент, и супружеская пара, кого только нет. Начинается концерт. Роббинс пародирует в нем и собственную хореографию, и Баланчина. Так, в "Вальсе ошибок" танцовщики не соблюдают рисунок или слишком близко стоят, или не те руки и ноги в позах, перепутаны комбинации, и танцовщицы не вовремя вступают. Чего в этом балете только нет: тут ходят с зонтиками под дождем, муж представляет убийство супруги, а потом танцует мазурку, воображая себя польским гусаром. В финале "зрители" превращаются в бабочек и надоедают пианисту так, что он отлавливает их сачком. Спектакль показался недорепетированным, без точных смысловых акцентов: ведь надо знать, что пародируешь. В номинации "Лучший балетный спектакль" пермякам будет трудно конкурировать с лучшими балетными труппами мира Большого и Мариинского театров. Но привозить Роббинса стоило хотя бы для балетоманских радостей.
оригинальный адрес статьи