Театральная компания ЗМ

Пресса

29 февраля 2008

Козел против бабочек

Светлана Наборщикова | Известия


На фестивале "Золотая маска" выступили иногородние претенденты на балетные награды. Пермский и Новосибирский театры оперы и балета показали соответственно "Хореографию Джерома Роббинса" и "Шепот в темноте" Эдварда Льянга. Мариинский театр представил "Пробуждение Флоры" — балет Мариуса Петипа, реставрированный Сергеем Вихаревым.

Явными аутсайдерами в этом списке выглядели новосибирцы. Единственным достоинством одноактовки, поставленной американским гостем, стала краткость. В остальном спектакль оказался вторичен, как вчерашняя заварка. Затертые напевы Филиппа Гласса, снующие под всполохами прожекторов мальчики и девочки — сколько этого добра кочует из балета в балет... Впрочем, танцовщики работали с удовольствием — и за себя, и за не проявившего изобретательности хореографа.

Джерому Роббинсу, чьи композиции "Концерт" и "Времена года" привезли пермяки, фантазии не занимать. Жаль, что маэстро давно пребывает в мире ином. Иначе непременно получил бы приз как лучший постановщик. Из элементарной ситуации этот кудесник извлекает массу смыслов. К примеру, пришли вы на концерт, пианист играет Шопена, а вам в голову лезут всякие мысли... Что, скажем, может вообразить затюканный муж? Правильно, убийство ненавистной супруги. Но это тривиальный ход. А вот превращение мстителя в бабочку и порхание по сцене с красоткой-соседкой — "ноу-хау" философа Роббинса. Что наша жизнь? Полет мотылька...

"Маску" за свои труды пермяки вряд ли получат. До бродвейской легкости и голливудской лучезарности, необходимых для идеального Роббинса, уральцы пока не дотягивают. Но, право, стоит учредить для них спецприз — "За творческий выбор хореографии". Тем более что конкурентов в этой номинации у них не предвидится. Петербуржцы со своим "Пробуждением Флоры" здесь явно отдыхают, хотя их выбор и осенен великим именем Петипа.



Реставратор классического наследия Сергей Вихарев, претендующий на "Маску" лучшего хореографа, восстановил "Пробуждение..." по записям, хранящимся в Гарвардском архиве. Иными словами, в качестве образца имел скелет исчезнувшего спектакля. Что в этой работе осталось от подлинного Петипа — Бог ведает. А от господина Вихарева наличествует набор сольных и ансамблевых номеров с участием вакханок, сатиров, нимф и прочих мифологических существ. Из них самыми достойными показались живой козел, выходящий в процессии Бахуса, и очаровательная Флора — Екатерина Осмолкина, выдвинутая в номинации "Лучшая танцовщица". Что касается художественной ценности реставрации, то лучше, чем Мариус Петипа, о ней не скажешь: "Я великий поклонник всего изящного, но отнюдь не скелетов, с которыми в хореографическом искусстве делать нечего. Талантливый балетмейстер, возобновляя прежние балеты, будет сочинять танцы в соответствии с собственной фантазией и вкусами публики своего времени и не станет терять время и труд, копируя то, что было сделано другими в стародавние времена".



оригинальный адрес статьи