Театральная компания ЗМ

Пресса

8 апреля 2014

Спасибо, больше никогда

Ася Иванова | Газета «Вечерняя Москва»


7 и 8 апреля на сцене "Под крышей" Театра им. Моссовета свой спектакль, выдвинутый на соискание "Золотой маски" сразу в двух номинациях, представляет Камерный театр из Воронежа. В прошлом году Камерный театр уже участвовал в фестивале со спектаклем "Дураки на периферии" по Андрею Платонову. На этот раз зрителя вновь ждет встреча с драматургией Платонова - только теперь с трагедией "14 красных избушек".

Цинковый гроб, наполненный прахом. Затхлость и безнадега. Мнимости вместо человеков. Вот тот мир, который, следуя за Андреем Платоновым, извлекли на свет режиссер Михаил Бычков и художник Николай Симонов.
Время коллективизации. Последний год пятилетки. В Москву с помпой приезжает 101-летний ученый всемирного значения Иоганн-Фридрих Хоз. Его – измученного капитализмом – терзает желание увидеть социализм. Случайное знакомство на вокзале с юной председательницей колхоза Суенитой приводит Хоза в ее вотчину – "Красные избушки" на побережье Каспийского моря. Здесь – только голод и смерть. И пятилетний план. И фанатическая вера в светлое будущее. И снова смерть.

Таковы вкратце не сюжет даже, а предлагаемые обстоятельства, в которые оказались вброшены создатели спектакля, - кафкианские ужасы, жуткие своей страшной обыденностью. Таковы условия игры, в которую необходимо втянуть и зрителя.

Втягивание происходит тяжело. Если происходит, вообще. Преобладает отторжение. Сильное. Неустранимое. Как слишком знакомая боль, одна только мысль о повторении которой вгоняет в ступор.

Но отторжение оказывается необходимым условием для усвоения этого текста и этого спектакля. Отторжение, не позволяющее переступить в своих взаимоотношениях с действием определенную черту, за которой – полное погружение в материал. Погружаться нельзя – не выплывешь.

Тексты Платонова требуют этой дистанции. Требуют сохранения рассудка до самого конца – иначе пропадешь. Как пропадешь, забыв сохранить рассудок, в самой реальности, из плоти которой эти тексты вырастают. Взгляд только со стороны – не изнутри. Ведь как только изнутри – все. Ты уже не ты, а часть этой тоталитарной реальности. Впустил в себя частичку этого тлена – и вот уже одним "мнимым человеком" стало больше. И ты уже не видишь, что вокруг тебя "кирпичами по сознанию в голову бьют", а просто живешь себе таким "божьим почти существом".

Тяжело зрителю на спектакле Михаила Бычкова. Что же тогда говорить об актерах. Ведь "правила" восприятия платоновской прозы и для них остаются неизменными. А как играть мнимости? Как не уйти в трагедию матери, потерявшей свое грудное дитя? А уйдя в эту трагедию, как вернуться и рассуждать о том, что "у бюрократизма не болит социализм"? Брехтовское остранение здесь не спасение – не спрячешься за своим отношением к персонажу. Нельзя его показать. Потому что нет персонажа – мнимость одна. Но играть надо. Играть этой жесткий абсурд реальности, лишенной даже абсурдной логики. И актеры играют.

Загадка – почему юную Татьяну Бабенкову, вплавившую в себя странную и яростную Суениту, не номинировали на лучшую женскую роль. Ведь актрисе даже не довелось сыграть историю своей героини, потому что героиня эта и была историей. Той самой, что развивается диалектически. Суените не сочувствуешь – как можно сочувствовать истории? Ей сопротивляешься, но потом впитываешь. Вернее, она впитывает тебя. Как впитала в себя Суенита всех окружающих. Впитала, желая лишь одного – того самого всеобщего блага.

Всеобщее благо – к нему призывает в финале один из немногих оставшихся в живых колхозников: "Пора вперед!!!". И что важнее всего (вот она пресловутая практическая польза искусства), вряд ли хоть один из сидящих в зале зрителей захочет откликнуться на этот полный оптимизма призыв. Спасибо, не надо. Больше никогда.



оригинальный адрес статьи