Театральная компания ЗМ

Пресса

10 апреля 2014

Географа утопили в мыле

Ольга Егошина | Газета «Новые известия»

Роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» стал хитом не только у читателей. Вскоре после выхода книги в свет появился выпускной спектакль в РАТИ, который поставила Екатерина Гранитова с курсом Олега Кудряшова («История мамонта»). На заоблачную высоту рейтинг книги поднял фильм Александра Велединского с Константином Хабенским в главной роли. А сейчас инсценировки нашумевшего романа покоряют российскую провинцию. В Москву на «Золотую маску» приехала постановка из Перми Елены Невежиной.

Екатерина Гранитова в своей работе со студентами смогла передать легкую авторскую интонацию, одновременно ироничную и нежную: роман Алексея Иванова зазвучал как музыкальное произведение, в котором интонация фразы иногда оказывается важнее ее смысла, а сам внимательный взгляд на поколение отцов нынешних студентов оказался важнее всех сюжетных перипетий и авторских умозаключений. Сплав на плоту передавали колышущие ткани и танец тел, барабанящий дождь – музыкальное сопровождение. Юные ребята легко играли взрослеющих школьников и с пониманием относились к персонажам «поколения Служкина», которые им вполне годились в отцы-матери. Александр Велединский в своей картине «Географ глобус пропил», собравшей рекордное количество кинонаград, сумел средствами кинематографа воссоздать точную провинциальную атмосферу, быт и воздух времени. Сильно повзрослевший в исполнении Константина Хабенского Виктор Служкин переживал на экране не столько переход от поздней юности ко взрослости, сколько рубеж между зрелым возрастом и подступающей старостью, когда роковые вопросы смысла жизни идут на последний штурм.

Елена Невежина пошла по среднему пути, не попадая ни в «правду быта и среды», ни в поэзию авторской интонации. Провинциальный быт в ее спектакле обрел какие-то театрально-гротескные черты (немыслимые мини, какие-то аляповатые колготки, прически «мама не горюй»)… Взрослые актеры пермского театра играют школьников в худших тюзовских традициях: бодро подпрыгивающей, пританцовывающей и орущей массой.

Обычно тонко работающая с авторским словом Елена Невежина тут, похоже, просто компоновала сцены романа, не заботясь о выстраивании хоть какого-то режиссерского сюжета. В последние годы в нашем театре очень моден прием: если постановщик не знает, как скрепить одну сцену с другой – он просто перебивает их вставными длинными эстрадными номерами. В «Географе…» на возвышении сцены стоит небольшой оркестр, обозначенный в программке как ВИА «Молодость», и исправно, примерно раз в пятнадцать минут, поет очередную песню из репертуара популярных групп и исполнителей.

Первая часть спектакля решена в традициях тюзовского школьного спектакля, вторая – новогоднего представления с использованием аппарата для веерной подачи мыльной пены. Раскачивается на тросах плот, звучит то тревожная, то жизнерадостная музыка, работает мыльный брандспойт. И кажется, залепленные пеной исполнители вот-вот дружно завопят: «Снегурочка!»…

В этой мыльной пене уже окончательно тонут и смысл, и слова автора (актеров элементарно не слышно), и даже движение сюжета.

В своих интервью Елена Невежина объясняла, что в выборе материала решающим оказалось то обстоятельство, что Пермь – родной город Алексея Иванова. Не сомневаюсь, что спектакль «Географ глобус пропил» стал местным хитом.

Но вот как эта сверх-сомнительная местная радость оказалась в списке лучших спектаклей России в один из самых урожайных театральных годов? – вопрос, на который может ответ дать только Бог и эксперты «Золотой маски»…



оригинальный адрес статьи