Театральная компания ЗМ

Пресса

5 марта 2008

Анонс в разгар событий

Ярослав Седов, Глеб Ситковский | Газета


В преддверии 14-го театрального фестиваля «Золотая маска» вчера прошла пресс-конференция, на которой была представлена вся фестивальная программа. С 27 марта по 15 апреля помимо конкурсных показов зрителей ждет встреча с такими любопытными проектами «Золотой маски», как «Премьеры Александринского театра в Москве», «Легендарные спектакли ХХ века», «Russian Case». Театральных профессионалов сильнее всего, видимо, заинтересует третий театральный рынок «PRO-Театр», который пройдет с 4 по 6 апреля в Центральном доме художника. В рубрике «Легендарные спектакли ХХ века» зрителям в этом году вновь покажут постановку «Арлекин, слуга двух господ» Джорджо Стрелера в исполнении его Пикколо театро ди Милано.


«PRO-Театр», как правило, посещают российские и зарубежные продюсеры, директора фестивалей, театральные критики. Это хорошая возможность для российских театров договориться о предстоящих гастролях, фестивалях, начать новый проект.

На пресс-конференции был объявлен лауреат премии «Золотая маска» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2007 году. По результатам голосования театральных критиков им стал спектакль канадского режиссера Робера Лепажа «Обратная сторона Луны», который произвел фурор прошлым летом на Международном театральном фестивале имени Чехова. Это справедливое решение: трудно переоценить степень влияния Робера Лепажа, которое он уже оказал и еще окажет на российских режиссеров.

Трудно сказать, сумеет ли Робер Лепаж приехать на церемонию вручения национальной театральной премии «Золотая маска», которая состоится 15 апреля в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На этой церемонии по традиции будут оглашены имена всех лауреатов «Золотой маски» по итогам прошлого сезона. Сильнейших должны выявить два жюри: одно - во главе с театроведом Алексеем Бартошевичем, а другое - под руководством композитора Леонида Десятникова. Впрочем, некоторые лауреаты уже известны, за них проголосовал секретариат Союза театральных деятелей России. Премию «За честь и достоинство» получат театральный художник из Санкт-Петербурга Март Китаев и знаменитая уфимская балерина Зайтуна Насретдинова. Именно ее маленький Рудольф Нуриев в свое время увидел в балете «Журавлиная песнь» и был так потрясен, что сам решил заняться балетом. В этом году Зайтуна Насретдинова, которая уже многие годы работает педагогом и воспитывает уфимских балерин, празднует 85-летие.



Оперный лидер программы тоже очевиден: это «Евгений Онегин» Большого театра в постановке Дмитрия Чернякова. Соперники у него сильные: великолепная в музыкальном отношении постановка «Пеллеаса и Мелизанды» Театра Станиславского и Немировича-Данченко, его же «Онегин», неожиданный по сценографии, яркая по режиссуре «Леди Макбет Мценского уезда" из Новосибирска и другие. Но только «Онегин» Большого выполнен в точном соответствии канону, возведенному в культ отечественными оперными гурманами. А именно эстетике Зальцбургского фестиваля 10-летней давности, сформированной его тогдашним главой Жераром Мортье. Перебравшийся из Зальцбурга в Париж и ныне поддерживающий иную манеру, Мортье побывал в Москве, одобрил «Онегина», пригласил к сотрудничеству и режиссера, и Большой театр. Все это, а отнюдь не беспрецедентный пиар, щедро подаренный спектаклю разгромными отзывами Галины Вишневской, и выделяет «Онегина» Большого среди соискателей.

В балете ситуация не столь однозначна. Основные немосковские труппы – Мариинский, Пермский и Новосибирский – уже показали свои работы. Среди них есть спектакли на все вкусы, исполненные на достойном уровне: и малоизвестная классика ХХ века – балеты Джерома Роббинса, и новая зарубежная постановка – «Шепот в темноте» Эдварда Льянга, и стилизация старинного балета «Пробуждение Флоры». Когда Москва прибавит к этому списку «Корсар» Большого и «Чайку» Театра Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Джона Ноймайера, то, рассуждая по справедливости, наградить придется всех.




оригинальный адрес статьи