Театральная компания ЗМ

Пресса

15 апреля 2014

«Золотая Маска» привезла в Москву «Детей неба»

Александра Солдатова | Интернет-портал Karabasfest.ru

Театр обско-угорских народов «Солнце» из Ханты-Мансийска и творческое объединение «Трикстер» совместно выпустили спектакль «Дети неба». Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова забрались в глубь Сибири не просто так, а с особой миссией — помочь популяризировать культуру мансийского народа. Знатные мифотворцы («Эпос о Лиликане» получил «Золотую Маску»-2010) на этот раз взялись за культуру реально существующую, во многом сакральную, и, к сожалению, постепенно исчезающую, в отличие от цветущей Лиликании.

Режиссёры, когда только начинали работу над спектаклем, знали о ханты и манси не больше среднестатистических москвичей: рыбалка, оленеводство, свой язык… То есть, ничего практически. Но, приехав по приглашению в аутентичный мансийский театр, всерьёз взялись изучать местный фольклор — в основном устный, существующий во множестве вариаций, так как центрального мифа у народности нет. Совместно с учёными и под чутким руководством шаманов (к ним относится весь художественный совет театра «Солнце»), множество раз меняя замысел, дуэт наконец создал потрясающий спектакль, который и привез на «Золотую Маску» 12 апреля.

«Дети неба» представлен в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа режиссёра» театра кукол, но на самом деле кукол тут особо и нет. Это невероятно свободная в своём воплощении работа, где соединились тени — единственно возможный вариант визуализации мансийских богов — и театр драматический.
В спектакле два плана, лирический и сатирический, и они всё время перебивают друг друга. Настоящие манси, в традиционных костюмах, под народный напев и музыку, рассказывают свои священные истории о сотворении мира, богах, великанах, о создании человека… А их то и дело прерывает придурковатая экскурсоводша с указкой. Она отводит тканевую стену чума и с пионерским энтузиазмом повествует о культуре, которая вообще-то ещё жива — тут же, за её спиной экскурсию иллюстрируют настоящие манси в толстых оленьих шубах. Вместе с надоедливой всезнайкой внутрь нашего убежища словно заглядывает сам дух времени, рано или поздно покрывающий густой пылью все традиции.

Зрелище взывает ко всем чувствам маленьких гостей и их родителей. В воздухе разносится запах благовоний, зрители сидят на подушках в тесном пространстве мансийского жилища и с удивлением наблюдают, как миф всё явственнее оживает. Сначала это только панорама теней, вырастающих вокруг, по стенам, и даже на потолке… Настоящий мультик, сделанный в технике, где Игнатову и Литвиновой мало сыщется равных, окружает и как будто переносит нас из зала ЦИМа в далёкие края. Скоро к визуальным эффектам добавляются звуки, за стенами чума щебечут птицы, гремит гром, шумит лес — около десятка невидимых зрителю актёров заняты в сложной звуковой партитуре. К концу спектакля манси и вовсе вторгнутся в крохотный мирок: свесят сверху удочки и, пока дети цепляют на крючки плюшевых рыб, расскажут еще парочку преданий.

Сомнительная формулировка «театр 4D» (каким же ещё быть театру?), всё-таки применима к этой постановке. В финале стены-простыни со страшным звуком будут взметаться вверх, панорама завертится в жутком хороводе, тихий мирок содрогнётся под страшным землетрясением — и сердце на самом деле уйдёт в пятки. Как и у многих народов, у манси есть и апокалиптический миф. Вот им-то всё и закончится.

Уходя с этого впечатляющего эпического действа жалеешь только об одном: вряд ли культуру коренного населения Югры удастся популяризировать спектаклем, который за один раз могут посмотреть не более 40 человек. Даже если он получит «Золотую Маску», чего всячески желаю.



оригинальный адрес статьи