Театральная компания ЗМ

Пресса

15 апреля 2014

Стремительно идет к завершению многомесячный марафон фестиваля «Золотая Маска»

Ирина Шведова | Газета «Московская правда»

Через три дня на Исторической сцене Большого театра огласят победителей 20-го юбилейного конкурса. Программа настолько насыщенная и, прямо скажем, безразмерная, что страх берет за членов жюри, особенно драматического театра, которым приходится смотреть спектакли ежедневно да не по одному.

По-моему, уже все устали, и зрители в том числе. Выдвинутые на конкурс спектакли таких мэтров, как Римас Туминас, Валерий Фокин, Лев Додин, Алексей Бородин, Сергей Женовач, Юрий Бутусов, и их младших собратьев Константина Богомолова и Игоря Яцко никаких вопросов не вызывают. Очень достойный список в этом году. Даже невозможно представить, кого здесь можно предпочесть.

А вот надо ли было ради праздника везти из городов и весей такое количество продукции? Бывая в театре чуть не каждый день, понимаешь, что от доброй половины конкурсантов вполне можно было отказаться без серьезных потерь. Но сначала хотелось сказать о том, что действительно достойно представляет нынешний российский театр и влечет зрителей. Лично меня из провинциальных спектаклей большой формы очень порадовал детский спектакль "Снежная королева" Романа Феодори (не скрою, еще с прошлогодней "маски" симпатизирую этому молодому одаренному режиссеру) Красноярского ТЮЗа. Его, к сожалению, показали всего один раз.

Наверняка зал РАМТа вполне можно было собрать еще, чтобы как можно больше московских ребят смогли посмотреть эту сказку. Не зря же некоторые члены жюри, их коллеги и друзья пришли со своими детишками. Не знаю в Москве детского спектакля, в котором была бы такая шикарная сценография, внятная и вместе с тем затейливая режиссура и великолепная актерская игра (особенно Натальи Розановой - Герды), а главное - гуманистический "месседж" о добре и зле. Ярко, живо, с применением всех технических достижений нашего времени.

Интересным показался спектакль из Минусинска "Васса" (первый вариант пьесы Горького) в постановке Алексея Песегова в рамках программы "Маска плюс...", хотя вполне мог быть в конкурсной программе. Малознакомая зрителям драматургия, интерпретированная в духе жесткой психологической драмы с самоотверженной игрой актеров, впечатлила. В нем есть все, как говорится, - и форма, и содержание.

Среди если не выдающихся, но по-своему интересных привозных спектаклей, попавших в конкурс, я бы назвала "Кукольный дом" по Ибсену театра "Приют комедиантов" (Санкт-Петербург) в постановке молодого, но подающего большие надежды режиссера Юрия Квятковского. Он здорово поработал над образом спектакля, создав вместо обычного буржуазного жилища некий футуристический объект, напичканный техникой, здесь обитают не люди даже, а какие-то смешные куклы... из будущего. Но режиссер придумал такой ход: действие вдруг прерывается, и "закадровый" голос спрашивает у актеров, принявших свой обычный вид, случалось ли в их жизни что-то подобное ибсеновскому сюжету. Искренние, а порой и душераздирающие истории актеров, особенно Ольги Белинской и Ильи Дейла, явно тронули сердца зрителей. Симпатичный конкурсный спектакль показал Театр драмы им. А. Савина из маленькой Лысьвы - "Облако-рай" по сценарию известного фильма. Здесь режиссер Вячеслав Тыщук поместил героев в скудное пространство российской глубинки, где, видимо, хорошо только с водкой и с овечьей шерстью. Все герои одеты в пуховые шапки, кепки, платки и так далее. История подготовки отъезда Коли в придуманные им дальние края разыграна просто здорово.

А вот "Дом Бернарды Альбы" Театра им. Волкова из Ярославля я бы в лучшем случае поместила в "Маску плюс...". В прошлом году режиссер Евгений Марчелли, по мнению жюри, поставил лучший спектакль сезона по Чехову. На этот раз вышла, кажется, неудача. Непонятно, зачем Лорка, что такого современного режиссер искал в этом материале? Неужели ради мотива женской сексуальной неудовлетворенности стоило это воплощать? Фу, как-то пошло получилось, особенно когда дочери готовят пельмени из натуральных продуктов и у одной вдруг вылепилось что-то подобное мужским гениталиям или когда две сестры страстно жмутся друг к другу...

Кстати, насчет готовки. Это уже прямо режиссерский штамп какой-то. Сколько муки и других продуктов было задействовано на этом фестивале, включая песок, мел, воду и другие вещества! Сюжет с мужским достоинством из теста один в один повторился в спектакле Елены Невежиной "Географ глобус пропил" "Театра-Театра" из Перми. На редкость безвкусно сделанный спектакль. Разочаровал даже такой мастер, как Юрий Бутусов со своим "Макбет. Кино" Театра им. Ленсовета (Санкт-Петербург): у него там автопокрышки с верхотуры валятся. Его же московский "Добрый человек из Сезуана" вполне закономерно попал в конкурс: лидер прошлого сезона, его просто обожают зрители. Но здесь буйство режиссерской фантазии, растянутое на пять с лишним часов, просто обескуражило.

А что делает в "Онегине" театра "Красный факел" из Новосибирска режиссер Тимофей Кулябин! Явно талантливый человек, он бедного Пушкина так обкорнал, что только имена героев, и то далеко не всех, остались. И опять без пошлятинки не обошлось. Молодые как-то без этого не могут, боятся, что ли, что зрители тогда не оценят их шедевров? Здесь три раза подряд скучающего денди посещают девицы, имитирующие любовный акт в самом вульгарном виде, правда, в трусах и под простыней. И хотя в спектакле - остром, динамичном и, как ни странно, очень даже актуальном - есть масса достоинств, эти моменты сильно портят дело. И опять этот мусор на сцене, вечный монитор и облака сыпучих продуктов. О боже! Наконец, не могу не сказать о пресловутом Дмитрии Волкострелове. Поднятое правым крылом театральной критики на щит "постдраматического театра", это имя стало символом разрушения.

В конкурс попал его "Танец Дели" по опусу Ивана Вырыпаева в ТЮЗе им. Брянцева. Игра хороших актеров еще как-то удерживала зрительский интерес, а вот режиссура этого действа, где история разыгрывается в двух пространствах и на двух экранах, вызывала лишь раздражение. Не говоря уже о попавшем в номинацию "Эксперимент" "Музее шестнадцати пьес" Равенхилла. Здесь Волкострелов гоняет зрителей уже по нескольким залам - в каждом своя убогая инсталляция и новый сюжет.

Любовь молодых режиссеров к жестким текстам в общем-то понятна: надо чем-то удержать внимание зрителя, который, судя по всему, им не особенно-то и нужен. На часовые спектакли в крошечных залах всегда можно собрать друзей-приятелей, а затраты оплатит какой-нибудь "дядя"...

Впрочем, совсем не хочется говорить о грустном, когда "Золотая маска" имеет в своем арсенале совсем другие, настоящие театральные чудеса. В России явно правит бал режиссерский театр, переживающий ренессанс. И лучшие образцы, спасибо "Золотой маске", зритель может оценить по достоинству.

Кстати о зрителе. Показалось, что по билетам на спектакли конкурса, если это не все те же Туминас, Богомолов, Додин, Курентзис и еще пара-тройка имен, не так уж их много приходило. Судя по ценам на билетных сайтах, где они начинались с двух с половиной тысяч и выше (например, до 13000, как на "Коварство и любовь" Додина), нынешний театр не многим по карману. А это жаль, посмотреть есть что!



оригинальный адрес статьи