Театральная компания ЗМ

Пресса

6 марта 2008

«Енуфа». Рецензия журнала «Афиша»

Екатерина Бирюкова | Афиша

Название оперы, равно как и имя ее автора, может показаться ругательным даже той категории наших граждан, которые, скажем, имеют обыкновение ходить в Большой театр; в самом деле — что за «Енуфа» такая? Да, там такой оперой сейчас даже не пахнет: как и остальные оперы Яначека и много еще чего другого замечательного, она считается нерепертуарной. Хотя, как ни сложно в это поверить, в мировой практике она отнюдь не раритет, а в Большом шла в 50-х с Ириной Архиповой в роли детоубийцы Костельнички.

Сюжет в «Енуфе» достаточно жуткий и при этом простодушно-бытовой, он вполне тянет на какую-нибудь современную телепередачу про криминальный беспредел. Даже удивительно, что опере, написанной по одноименной драме чешской писательницы Габриэлы Прейссовой, уже больше ста лет. История такова. Девушка Енуфа до зарезу любит полного шалопая и главного деревенского плейбоя Штеву и даже тайно ждет от него ребенка. Но ее мачеха — церковная сторожиха Костельничка — не в восторге от такого мужа и требует от него сначала остепениться. Тот не очень-то над этим работает. Тем временем тайное становится явным, и, чтобы скрыть позор, Костельничка запирает Енуфу на замок вплоть до родов, всем окружающим говоря, что та уехала, — нравы-то вокруг суровые. Рождается ребенок, Енуфа вся в нем. Костельничка вынуждена думать о будущем.

Сначала она пытается урезонить Штеву, но не получается: тот уже помолвлен с другой. Тогда она переключается на его сводного брата Лацу, который давно и безнадежно влюблен в ее падчерицу. Тот и сейчас не прочь на ней жениться. Но чтобы свадьба не разладилась, Костельничка решает перестраховаться и избавиться от новорожденного ребенка. Дает Енуфе снотворного, а сама топит его в пруду и что-то ей потом придумывает для объяснения. В финале Енуфа выходит-таки замуж за Лацу, а Костельничку арестовывают. Вот такая жизненная история, рассказанная с помощью невероятно душевной чешской музыки.



Не надо спешить, банально закрашивая Костельничку черным цветом (а Енуфу — белым). По большому счету эта старая женщина, никогда не имевшая своих детей и таким вот страшным образом заботящаяся о падчерице, — один из самых сложных персонажей в оперном мире. Невесть что крутится у нее в голове. Но явно — крутится там гораздо больше, чем у всех других персонажей, вместе взятых.

Впрочем, в постановке Мариинского театра это совсем очевидно из-за потрясающей Ларисы Гоголевской в партии Костельнички. Когда она выходит на сцену, сразу становится понятно, кто главный герой этой трагедии и кто вызывает больше всего сострадания. Эта ее работа — одна из самых весомых номинаций на лучшую женскую роль в «Золотой маске». Хотя еще одна «масочная» номинантка — Ирина Матаева в заглавной партии — тоже исправно ведет свою линию просветленной простушки.

«Енуфа» — один из спектаклей, показываемых в рамках «Золотой маски» до официального открытия фестиваля. (Также заранее рапортуют Большой театр со знаменитым «Евгением Онегиным» Дмитрия Чернякова и «Борисом Годуновым» Александра Сокурова и «Новая опера» с «Любовным напитком» в постановке Юрия Александрова.) Еще один герой этого спектакля — его постановщик Василий Бархатов. Он интересен как минимум тем, что неприлично молод, и как максимум — тем, что энергично осваивает язык современной оперной режиссуры. Его молодой драйв, смелость и насмешки, повергающие в ужас строгих посетительниц Мариинки, — из последних приобретений Гергиева, еще Москве не показывавшихся. Маэстро самолично дирижирует этим спектаклем. Другой старший коллега Бархатова — сценограф Зиновий Марголин — должен обеспечить, чтобы в финале на сцену вылились тонны воды и при этом свежеотремонтированный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, в котором гостит Мариинка, не пришлось бы чинить заново.




оригинальный адрес статьи