20 мая 2014

«Золотая маска» приедет в Латвию в октябре

Ольга Павук | Интернет-портал Baltic-course.com

Организатор фестиваля «Золотая маска» ArtForte вместе с представителями театральной общественности Латвии собрались в Национальном театре, чтобы объявить о проведении с 13 по 18 октября театральных постановок российских режиссеров. Зрители Риги и Вентспилса увидят шесть спектаклей лучших московских театров. В этом году на встрече театралов много говорили о важности культурных контактов в непростые времена.

Директор Латвийского Национального театра Оярс Рубенис, недавно вернувшийся с московских гастролей в Гоголь-центре, доволен успехом наших спектаклей у российской публики. В свою очередь, он рассказал, что успел посмотреть несколько спектаклей «Золотой маски», особо отметив «Добрый человек из Сезуана» Театра им. А. С. Пушкина. «Рад, что фестиваль «Золотая маска» продолжается, несмотря на пропаганду с обеих сторон, происходящую, к большому сожалению, и в Латвии. Кому-то очень надо испортить отношения в сфере культуры между странами», — с сожалением сказал Рубенис.

Председатель правления компании ArtForte Юлия Лочмеле напомнила, что фестиваль «Золотая маска» проводится в Латвии в девятый раз. В этом году было много сомнений, разговоров с разными людьми в сфере культуры и не только, и все они говорили о том, что нельзя ломать то, что нарабатывалось годами. Ю, Лочмеле обрадовала любителей театра вестью отом, что в следующем, юбилейном для фестиваля году, в Латвии будет показан блок Крымовских спектаклей в одном из павильонов выставочного комплекса Кипсала.

Профессор Латвийской академии культуры, куратор спецпрограммы фестиваля «Золотая маска» Янис Силиньш напомнил, что спектакль Брехта «Добрый человек из Сезуана» впервые в СССР был поставлен в Риге в 1956 году, а вообще Брехт на латвийской сцене появился еще в 1932 году в постановке Эдуарда Смильгиса. Я. Силиньш считает, что «Добрый человек из Сезуана» интересно смотреть в разных постановках и в Москве, и в Риге, особо порекомендовав придти на спектакль молодой публике.

Во встрече в Национальном театре также приняли участие директор театра «Дайлес» Андрис Витолс, член правления Лиепайского театра Хербертс Лауштейнс, представитель компании Severstaļlat Ольга Нестерова.

Все эти люди называли себя командой единомышленников, искренне считая, что любой разрыв культурных связей повлечет за собой деградацию экономики и политики.

На встрече была объявлена программа фестиваля «Золотая Маска» в Латвии» 2014 года.

По традиции, латвийские зрители увидят спектакли, снискавшие в России любовь публики и признание критиков. «Евгений Онегин» и «Анна Каренина» Государственного Академического театра имени Евгения Вахтангова (Москва), «Добрый человек из Сезуана» Театра им. А. С. Пушкина (Москва), «Многогранность. Формы тишины и пустоты» Михайловского театра (Санкт-Петербург) и «Бармалей» Большого театра кукол (Санкт-Петербург) будут показаны на сценах театра «Дайлес», Национального театра, Латвийской Национальной оперы и вентспилсского театрального дома «Jūras vārti».

«Евгений Онегин» стал хитом сразу после премьеры и собрал целый урожай наград ("Хрустальная Турандот", Театральная премия "МК" и премия Союза театральных деятелей "Гвоздь сезона", Приз дирекции фестиваля "Балтийский дом"). «Золотая Маска» отметила его в шести номинациях. В двух он одержал победу: Римас Туминас был назван лучшим режиссером, Мария Данилова оказалась лучшим художником по костюмам.

Пушкинский роман в стихах превратился у вахтанговцев в сценическую поэму. Снег, шинели, дальние огни, белые фасады, звуки гармошки, чучело медведя, хандра и страсть, ирония и нежность, разочарование и надежда — «энциклопедия русской жизни» словно оживает в изобретательнейшем, упоительном действе, двоится в зеркалах. Здесь два Онегина (Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов), два Ленских (Василий Симонов и Олег Макаров), две роли у блистательной Людмилы Максаковой (няня и танцмейстер), но Татьяна — одна (главную героиню играет молодая прима театра Евгения Крегдже, уроженка Риги). Что до текста от автора, он отдан Владимиру Вдовиченкову — «гусару в отставке», пылкому и ироничному коммментатору...

«Анну Каренину» в Театре Вахтангова рассказали без единого слова — танцуя под музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе. Рассказали так убедительно, что попали не в драматические номинации «Золотой Маски», а в хореографические (Анжелика Холина — как балетмейстер, а Ольга Лерман — как лучшая исполнительница). Не случайно одна из рецензий называлась «Большой театр, будьте бдительны!». Красота и точность жестов, стремительность и увлеченность, удивительная внутренняя наполненность... — тем, кто хорошо знает роман, кажется, что артисты не просто двигаются в пространстве, но и произносят толстовский текст. «Научить танцевать можно кого угодно. Мне не важно, имеет человек балетную школу или нет, — говорит Холина. — Участвует в спектакле не тело, а душа. Ее надо увидеть и раскрыть, слепить тот образ, который нужен.» Известному литовскому хореографу хватило 44 репетиций, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. В театре нашлась прекрасная Анна Каренина — вчерашняя студентка Щукинского училища Ольга Лерман. Алексея Каренина сыграл ректор того же учебного заведения, харизматичный Евгений Князев.

«Добрый человек из Сезуана» принес «Золотую Маску» актрисе Александре Урсуляк («Лучшая женская роль») и режиссеру Юрию Бутусову (Специальная премия жюри). Эту победу предсказывали и ждали. По общему мнению, равных Урсуляк в прошлом сезоне не было: именно ее трагедийный дар вознес спектакль до уровня театрального события. Даже самые строгие рецензенты печатно признавались, что были ошарашены, потрясены и счастливы увиденным. Неожиданным было и то, как постановщик прочел легендарную пьесу Бертольда Брехта. Ни политической дидактики, ни пафоса борьбы за место под солнцем, ни намека на то, что действие происходит в Китае, ни финального зонга, утверждающего, что конец «должен, должен, должен быть хорошим» здесь нет. Бутусов отказывается от сиюминутной критики какого бы то ни было режима, он говорит о мире, где человеку трудно быть добрым в любые времена. Философская притча оформлена в эстетике немецкого кабаре. Даже зонги — и те исполняются на немецком (под живой оркестрик, разумеется), а русский текст бежит красной светящейся строкой перевода.

Испанский хореограф Начо Дуато сочинил «Многогранность. Формы тишины и пустоты» в 1999 году для города Веймара, объявленного тогда культурной столицей Европы. Спектакль мгновенно стал знаменитым и в 2000-м получил танцевальный «Оскар» — международную премию Benois de la Dance. 12 лет спустя Дуато доверил «Многогранность» Михайловскому театру, где в то время служил главным балетмейстером, и тут же был выдвинут на «Золотую Маску».

Когда хореографа просят рассказать о «Многогранности», он, как правило, ограничивается краткой формулой: «Спектакль посвящается Баху». Не портрету гения в тяжелой раме, а молодому человеку, что в 23 года приехал в Веймар и прожил в нем десять счастливых лет. Здесь есть романтическая линия, связанная с героиней в черном. Есть много смешного и много печального. Есть волшебное преображение артистов то в музыкальные инструменты, то в ноты, складывающиеся в мелодии. И все же Дуато, романтик до мозга до костей, работает с чувствами, а не с идеями. Его танцевальные конструкции столь же красивы, сколь и драматически насыщенны. Именно это делает испанца одним из самых интересных мастеров современности, а его творения — наслаждением для зрителей.

Руслана Кудашова представлять не надо: «Золотая Маска» регулярно привозит в Латвию его кукольные постановки, а сам режиссер с той же регулярностью выпускает в в Рижском русском театре драматические спектакли. В этом сезоне публику ожидает очередной дубль. В июне репертуар РРТ пополнится инсценировкой повести Платонова «Фро», в октябре детишки увидят «Бармалея» Чуковского. Кудашов создал эту «африканскую песнь» в Санкт-Петербургском Большом театре кукол вместе со своими студентами Марией Батрасовой, Романом Дадаевым и Дмитрием Чупахином. Эти трое чудодействуют прямо на глазах у малышей, разрисовывая себя и бумажный занавес (он же служит экраном для проекций), вырезая фигурки из картона, скручивая и сминая крафт-листы. Улыбок, звуков и выдумок хватило бы на полнометражный мультфильм, а текст знаменитой сказки звучит без изменений. После такого праздника не только детям, но и взрослым захочется взяться за кисти и краски. Театр, рождающий вдохновение — что может быть прекрасней?

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Латвии, Министерства культуры России, Союза театральных деятелей России, Рижской думы, Вентспилской думы и Фонда Культурного каритала.

Билеты на спектакли фестиваля «Золотая Маска в Латвии» продаются во всех театральных кассах и сети „Biļešu Paradīze”, www.bilesuparadize.lv.



оригинальный адрес статьи

Пресса