21 марта 2008

Слуга одного спектакля

Валерий Золотухин | Ведомости. Пятница

«Арлекин, слуга двух господ» Джорджо Стрелера, снова приезжающий в Москву, — пример того, как нужно сохранять легендарные постановки

Дощатый пол, множество свечей и несколько легких занавесов с видами улиц и интерьеров — таковы главные элементы сценографии этого спектакля. Из них складывается образ Венеции, где происходит действие пьесы Гольдони. Персонажи «Арлекина» Piccolo Teatro — это в первую очередь маски, но у каждой своя пластика и особенности речи. Бригелла заикается. Беатриче, переодевшись в мужской костюм, говорит низким голосом. Объединяет их скороговорка, которая становится испытанием не только для актеров, но иногда еще и для зрителей. Диалоги и монологи здесь произносятся с такой скоростью, что еле успеваешь взглянуть на панель титров с переводом. Кажется, что пауз в этом спектакле нет вообще, а все его герои во главе с Арлекином только и делают, что хитрят и дурачат друг друга.

Общедоступный театр

В то же время это самый бесхитростный театр, какой только можно себе представить. В интервью исполнитель Арлекина Ферруччо Солери часто говорит, что углубляться в психологию его героя не имеет смысла. Вместо нее — ловкость в трюках и мастерство пантомимы в коротких комических сценках «лацци». Таких, например, как знаменитая шутка с хлебным мякишем, которым Арлекин пытается запечатать по ошибке вскрытое письмо. Отламывает кусочек, разжевывает — и нечаянно проглатывает. Берет еще один кусочек — и жестами поясняет зрителям, что опять не удержался. Это послевоенный спектакль, поставленный в 1947 году, но своим наивным юмором он слегка напоминает немые кинокомедии. И так же общедоступен, благодаря чему со временем стал едва ли не самым известным итальянским драматическим спектаклем в мире.

Диалоги и монологи произносятся с такой скоростью, что еле успеваешь взглянуть на панель титров с переводом

Хранитель древностей

Вначале Арлекина играл Марчелло Моретти, затем, в 1960-е, его сменил нынешний исполнитель заглавной роли Ферруччо Солери. На протяжении пятидесяти лет одна редакция спектакля сменяла другую (всего их было около десяти). В разное время знаменитая черная маска Арлекина напоминала то кота, то волка. Затем Стрелер ввел сюжет «театра в театре», и в спектакле возник образ путешествующей труппы. Так продолжалось до 1997 года, когда режиссер умер. А дальше произошла удивительная вещь: слуга Арлекин, подобно Фирсу из любимого Стрелером «Вишневого сада», постепенно превратился в хранителя этого спектакля. Несколько лет назад Солери отреставрировал «Арлекина», не изменив ничего в его мизансценах. Сейчас на итальянских афишах рядом с режиссером Стрелером он значится постановщиком, ему 79 лет, и этот спектакль будет жить столько, сколько он будет играть роль Арлекина.

Десятая жизнь Арлекина

Спектакль Стрелера был в Москве уже несколько раз: его привозили в 1960-е, затем на «Театральную олимпиаду» в 2001 году. Вообще-то «Арлекин» не единственное, что сегодня может предложить Piccolo Teatro — один из лучших итальянских драматических театров, в котором ставят первые режиссеры Европы. И тем не менее интерес к «Арлекину» по-прежнему очень высок. Он интересен сам по себе. С другой стороны, это попытка сохранить спектакль, когда рядом уже нет его создателя. В прошлом году на «Золотую маску» в рамках программы «Легендарные спектакли ХХ века» привезли «Карьеру Артуро Уи» — постановку театра «Берлинер Ансамбль» с похожей судьбой. Поставленный режиссером Хайнером Мюллером незадолго до смерти, спектакль по-прежнему в фантастической форме благодаря исполнителю главной роли Мартину Вуттке (см. «Гримасы зверя» в № 10(47) от 27.03.2007). Эти два спектакля — школа ушедшего стиля. Но еще и школа сохранения спектаклей.



оригинальный адрес статьи

Пресса