9 октября 2014

Начинается театральный фестиваль «Золотая Маска в Латвии - 2014»

| Интернет-портал Ru.focus.lv

С 13 по 18 октября в Риге и Вентспилсе будут представлены лучшие российские спектакли - номинанты и лауреаты Национальной театральной премии России «Золотая Маска».

В афише фестиваля представлены 5 спектаклей: «Евгений Онегин» и «Анна Каренина» Государственного Академического театра имени Евгения Вахтангова (Москва), «Добрый человек из Сезуана» Театра им. А. С. Пушкина (Москва), «Многогранность. Формы тишины и пустоты» Михайловского театра (Санкт-Петербург) и «Бармалей» Большого театра кукол (Санкт-Петербург).

«Евгений Онегин» стал хитом сразу после премьеры и собрал целый урожай наград ("Хрустальная Турандот", Театральная премия "МК" и премия Союза театральных деятелей "Гвоздь сезона", Приз дирекции фестиваля "Балтийский дом"). «Золотая Маска» отметила его в шести номинациях. В двух он одержал победу: Римас Туминас был назван лучшим режиссером, Мария Данилова оказалась лучшим художником по костюмам.

Пушкинский роман в стихах превратился у вахтанговцев в сценическую поэму. Снег, шинели, дальние огни, белые фасады, звуки гармошки, чучело медведя, хандра и страсть, ирония и нежность, разочарование и надежда – «энциклопедия русской жизни» словно оживает в изобретательнейшем, упоительном действе, двоится в зеркалах. Здесь два Онегина (Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов), два Ленских (Василий Симонов и Олег Макаров), две роли у блистательной Людмилы Максаковой (няня и танцмейстер), но Татьяна – одна (главную героиню играет молодая прима театра Евгения Крегдже, уроженка Риги).

«Анну Каренину» в Театре Вахтангова рассказали без единого слова – танцуя под музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе. Рассказали так убедительно, что попали не в драматические номинации «Золотой Маски», а в хореографические (Анжелика Холина – как балетмейстер, а Ольга Лерман – как лучшая исполнительница). Не случайно одна из рецензий называлась «Большой театр, будьте бдительны!». Красота и точность жестов, стремительность и увлеченность, удивительная внутренняя наполненность... – тем, кто хорошо знает роман, кажется, что артисты не просто двигаются в пространстве, но и произносят толстовский текст. «Научить танцевать можно кого угодно. Мне не важно, имеет человек балетную школу или нет, -- говорит Холина. -- Участвует в спектакле не тело, а душа. Ее надо увидеть и раскрыть, слепить тот образ, который нужен.» Известному литовскому хореографу хватило 44 репетиций, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. В театре нашлась прекрасная Анна Каренина – вчерашняя студентка Щукинского училища Ольга Лерман. Алексея Каренина сыграл ректор того же учебного заведения, харизматичный Евгений Князев.

«Добрый человек из Сезуана» принес «Золотую Маску» актрисе Александре Урсуляк («Лучшая женская роль») и режиссеру Юрию Бутусову (Специальная премия жюри). Эту победу предсказывали и ждали. По общему мнению, равных Урсуляк в прошлом сезоне не было: именно ее трагедийный дар вознес спектакль до уровня театрального события. Даже самые строгие рецензенты печатно признавались, что были ошарашены, потрясены и счастливы увиденным. Неожиданным было и то, как постановщик прочел легендарную пьесу Бертольда Брехта. Ни политической дидактики, ни пафоса борьбы за место под солнцем, ни намека на то, что действие происходит в Китае, ни финального зонга, утверждающего, что конец «должен, должен, должен быть хорошим» здесь нет. Бутусов отказывается от сиюминутной критики какого бы то ни было режима, он говорит о мире, где человеку трудно быть добрым в любые времена. Философская притча оформлена в эстетике немецкого кабаре. Даже зонги – и те исполняются на немецком (под живой оркестрик, разумеется), а русский текст бежит красной светящейся строкой перевода.

Испанский хореограф Начо Дуато сочинил «Многогранность. Формы тишины и пустоты» в 1999 году для города Веймара, объявленного тогда культурной столицей Европы. Спектакль мгновенно стал знаменитым и в 2000-м получил танцевальный «Оскар» – международную премию Benois de la Dance. 12 лет спустя Дуато доверил «Многогранность» Михайловскому театру, где в то время служил главным балетмейстером, и тут же был выдвинут на «Золотую Маску».

Когда хореографа просят рассказать о «Многогранности», он, как правило, ограничивается краткой формулой: «Спектакль посвящается Баху». Не портрету гения в тяжелой раме, а молодому человеку, что в 23 года приехал в Веймар и прожил в нем десять счастливых лет. Здесь есть романтическая линия, связанная с героиней в черном. Есть много смешного и много печального. Есть волшебное преображение артистов то в музыкальные инструменты, то в ноты, складывающиеся в мелодии. И все же Дуато, романтик до мозга до костей, работает с чувствами, а не с идеями. Его танцевальные конструкции столь же красивы, сколь и драматически насыщенны. Именно это делает испанца одним из самых интересных мастеров современности, а его творения – наслаждением для зрителей.

Руслана Кудашова представлять не надо: «Золотая Маска» регулярно привозит в Латвию его кукольные постановки, а сам режиссер с той же регулярностью выпускает в в Рижском русском театре драматические спектакли. В этом сезоне публику ожидает очередной дубль. В июне репертуар РРТ пополнится инсценировкой повести Платонова «Фро», в октябре детишки увидят «Бармалея» Чуковского. Кудашов создал эту «африканскую песнь» в Санкт-Петербургском Большом театре кукол вместе со своими студентами Марией Батрасовой, Романом Дадаевым и Дмитрием Чупахином. Эти трое чудодействуют прямо на глазах у малышей, разрисовывая себя и бумажный занавес (он же служит экраном для проекций), вырезая фигурки из картона, скручивая и сминая крафт-листы. Улыбок, звуков и выдумок хватило бы на полнометражный мультфильм, а текст знаменитой сказки звучит без изменений. После такого праздника не только детям, но и взрослым захочется взяться за кисти и краски. Театр, рождающий вдохновение – что может быть прекрасней?

13 октября (понедельник)

В «Риетуму банка» (Vesetas ielā 7), в 12.00 состоится пресс-конференция (по случаю открытия фестиваля) + фотовыставка, посвященная истории театра им. Евг. Вахтангова.

Участвуют – худ. руководитель театра Римас Туминас, а также Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Ирина Купченко, Евгения Крегжде, Виктор Добронравов, Ольга Лерман.

В 19.00 в театре «Дайлес» спектакль театра им. Евг. Вахтангова «Евгений Онегин».

После спектакля с 22.30 - до 00.00 приём от Рижской Думы в фойе на 2 этаже

14 октября (вторник)

В 13.00 посадка деревьев (ежегодная традиция фестиваля), вдоль канала Бастионки у памятника Свободы. Сажаем 4 дерева (в честь каждого театра – участника фестиваля). Сбор в 13.00 в зрительском кафе Латвийской Национальной оперы, вход с главного входа.

Участвуют, актёры и партнёры фестиваля.

В 19.00 в Латвийской Национальной опере балет Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты».

После спектакля с 21.00 - до 23.00 бокал шампанского на 2 этаже

15 октября (среда)

В 19.00 в театре «Дайлес» спектакль театра им. Евг. Вахтангова «Анна Каренина».

После спектакля с 21.00 до 00.00 благотворительный ужин в фойе на 2 этаже

Также ежегодная традиция фестиваля. В этом году, все средства, полученные от этого мероприятия пойдут также в Фонд детской больницы (цель – чрезвычайные ситуации, когда детям требуется помощт заграницей).

В 13.00 и 15.00 в театре «Дайлес» детский спектакль «Бармалей»

В 19.00 в Латвийском Национальном театре спектакль театра им. А. С. Пушкина «Добрый человек из Сезуана».

После спектакля с 22.30 приём от Посольства РФ в Латвии в честь театра.

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Латвии, Министерства культуры России, Союза театральных деятелей России, Рижской думы, Вентспилской думы и Государственного Фонда Культурного капитала.

Генеральные партнеры фестиваля: „Rietumu Banka” и компания „Severstaļ”.

Генеральный информационный партнер: Первый Балтийский канал.

Организатор фестиваля «Золотая Маска в Латвии» - компания „ArtForte”.

Билеты на спектакли фестиваля «Золотая Маска в Латвии» продаются во всех театральных кассах и сети „Biļešu Paradīze”, www.bilesuparadize.lv.

Дополнительная информация на сайте www.goldenmask.lv, www.artforte.lv

.



оригинальный адрес статьи

Пресса