20 октября 2014

«Материнское поле» — разговор без слов

Сергей Виноградов | Газета «Речь»

Сцена. В Череповце покажут спектакль, в котором не говорят, но все понятно.

Московский театр имени Пушкина откроет в этом году очередные показы спектаклей, отмеченных «Золотой маской», главной театральной премией страны. В «Материнском поле» не произносят ни слова, но после выхода спектакля говорили о нем много.

Пластический спектакль «Материнское поле» (16+) ставился театром имени Пушкина, вполне классическим и драматическим, по одноименной повести Чингиза Айтматова. Повесть солидная, многословная. Со множеством героев и сюжетных линий. Но хореограф Сергей Землянский, которого пригласили для необычной постановки, навел фокус на суть произведения. Выпарил ее, как выпаривают соль из морской воды. Театральный критик Кристина Матвиенко изложила суть повести и спектакля в двух предложениях: «В „Материнском поле“ война по одному забирает всех мужчин из большой семьи, где женщины, к несчастью для себя, понарожали столько мальчиков. И естественный, природный жизненный цикл нарушается, пока рано состарившаяся мать семейства не возьмет баюкать маленького внука — последнего из рода, единственную надежду».

В итоге получилось сценическое произведение о главном — о любви, о семье, о жизни. А для таких тем слова не нужны. Для постановщика Сергея Землянского, по его признанию, главной стала семейная линия в спектакле. «С каждым годом мы теряем структуру семейного уклада. Что для нас сегодня понятие „отчий дом“?»

— Я несколько лет работал танцовщиком и хореографом и в процессе понял, что можно сделать историю без слов, взяв за основу литературный материал, будь то поэма, пьеса или роман, — рас-сказал Сергей Землянский историю возникновения замысла постановки.

— Есть отправная точка — текст, где заложены линии персонажей, характеры и цепь событий, и нужно понять структуру, созданную автором, и предложить телесный рисунок. Зачем отказываться от слов? В драматическом спектакле ты можешь спрятаться за текстом, за формой существования. А здесь невозможно спрятаться, потому что тело не соврет. У каждого из нас есть память физических движений. Мы все понимаем, как у нас двигаются голова, руки, ноги, шея, что может значить небольшой поворот головы или плеч. Если ты делаешь все честно, то и в зрителя это попадает на уровне подсознания.

Незаурядным пластическое действо получилось еще и потому, что на все роли, в том числе главные, постановщик пригласил исключительно драматических артистов, оставив за бортом профессиональных танцоров. Такова была его принципиальная режиссерская позиция.

— Когда ты работаешь над характером персонажа той или иной драматургии, тебе уже не важно, насколько у актера вытянута нога, идеальны линии и так далее, — объясняет Сергей Землянский. — Ты следишь за тем, как эмоция передана через движение, пластику тела. А потом, можно сколько угодно жаловаться, что артисты кривые, немощные, но тут важнее другое — насколько ты готов в них вложиться? Еще на этапе кастинга ты видишь, кто на что способен, чего можно добиться. Плохих артистов не бывает. Главное — у исполнителя должно быть желание, а если его нет, никакой хореограф не заставит танцевать. Было ли им тяжело? Было. Особенно первые две недели репетиций, но потом они втянулись. Для артиста в этой работе был момент самообладания и самореализации. Ко дню премьеры артисты даже визуально изменились.

Благодаря во многом своей немоте, убирающей языковой барьер, «Материнское поле» отлично принимают за рубежом. Неизвестно, приедет ли режиссер Сергей Землянский на череповецкий показ своего спектакля (состоится 2 ноября в Камерном театре в 13.00 и 18.00), ведь сейчас он занят новой постановкой для Московского театра имени Ермоловой — ставит Гоголя. Разумеется, без слов.

Золотой театральный ноябрь

В этом году в рамках фестиваля «Золотая маска» в Череповце будут показаны три постановки. Театральный праздник проводится благодаря поддержке компании «Северсталь» с 2010 года. Расскажем о том, что увидят зрители помимо «Материнского поля».

В прошлом году фестиваль впервые обошелся без московских трупп, а в этот раз, напротив, все три гостя — столичные театры. Наверное, лучше других череповчанам известен Театр имени Вахтангова. Прославленная труппа привезет в Череповец один из лучших своих спектаклей —"Маскарад" (16+), поставленный худруком Римасом Туминасом по пьесе Михаи-ла Лермонтова. Спектакль покажут 29 и 30 ноября на сцене Дворца металлургов. В главных ролях заняты такие знаменитые актеры театра и кино, как Евгений Князев, Леонид Бичевин, Лидия Вележева и другие.

Российский академический молодежный театр привезет в Череповец спектакль «Бесстрашный барин» (6+), который лишь на самый поверхностный взгляд может показаться детским. В основе спектакля — русская народная сказка в переработке Александра Афанасьева про смелого барина, который не боится никакой нечистой силы. Спектакль населен чертями, колдунами и страшными разбойниками, которые в конце, разумеется, оказываются побежденными. Спектакль покажут 16 ноября в Камерном театре дважды.



оригинальный адрес статьи

Пресса