Театральная компания ЗМ

Пресса

30 ноября 2014

Полный зал Дворца металлургов собрал последний спектакль фестиваля «Золотая Маска»

Людмила Макарова | Интернет-портал Cherinfo.ru

Лермонтовский «Маскарад» увидели череповецкие зрители в завершение традиционного фестиваля «Золотая Маска». Свою версию поэтической драмы русского классика представил художественный руководитель московского театра имени Вахтангова Римас Туминас.

Жанр постановки определить сложно: это и трагифарс, и клоунада, порой превращающиеся в балаган. На протяжении всего спектакля звучит знаменитый вальс Хачатуряна, написанный специально для вахтанговского «Маскарада», премьера которого состоялась 21 июня 1941 года. Тогда спектакль не выжил — помешала война. Нынешний «Маскарад» на сцене с 2010 года.

В постановке Туминаса светская жизнь перенесена на улицу, в заснеженный Летний сад, а бал-маскарад больше напоминает ярмарку с факелами и визжащими барышнями. Новый герой — человек Зимы, тщедушный мужичок в двууголке и валенках — то дурачок, то слуга в барском доме. Но именно он катит безобидный снежок в течение всего спектакля.

Снег валит, ком разрастается, превращаясь в огромный шар, копя тревоги, подозрения, наговоры, безудержную ревность, обиду, отречение, смертельный грех, позднее раскаяние и безутешную скорбь по безвинно загубленной юной душе. Финал — снова смерть. Арбенин погибает под снежным комом собственных ошибок.

Для Римаса Туминаса этот «Маскарад» — не новая постановка. Он лишь воссоздал то, что уже когда-то сделал, но на литовском языке в вильнюсском Малом театре. А в 1998 году театр стал первым «иностранцем», приглашенным на фестиваль «Золотая маска» со спектаклем «Маскарад». Тогда вильнюсский театр взял приз за лучшую режиссуру. Играли, что примечательно, именно на сцене Вахтангова. Не обошлось и без казусов.

«Я увидел растерянность главного монтировщика — они забыли привезти оградку (ключевая деталь в конце спектакля — ограда вокруг памятника невинно убиенной Нины и место откровения для Арбенина. — Авт.). Они с ужасом бросились рвать от радиаторов какие-то решетки, чтобы их приспособить под кладбищенскую ограду. Но я вспомнил, что видел на Ваганьковском кладбище кучи наваленных оградок. Вывезли оттуда, перекрестились и соорудили ограду для сцены. А уже в Литве ее освятили. Кстати, это символично, что я потом приехал в театр Вахтангова уже как руководитель», — вспомнил Римас Туминас.

И хотя сюжетная линия спектакля та же, не стоит проводить сравнения с вахтанговским спектаклем, это не копия, а авторское повторение с индивидуальностью актеров, заметил художественный руководитель:

«Как можно повторить народную песню? Поешь и поешь, а повторяешь ты ее? Я люблю эту структуру, эту форму — снег, лед, страсть. Мне нравится, что мы из салонной пьесы вышли на улицу, не позволили себе присесть и удобно устроиться в салоне. Все на снегу, все опасно, все ведет к смерти через интриги, — говорит Римас Туминас. — Структура та же, но содержание повторить всегда сложно, Евгений Князев (Арбенин) может подтвердить, как он мучился и меня мучил, и сегодня он мучается. Человеческого содержания не повторишь никак. Каждый спектакль рождается всегда заново».

О спектакле отзывы самые разные — восторженные, просто положительные и негативные. Это и понятно, каждый воспринимает нюансы автора по-своему. Говорит актер Евгений Князев, исполняющий роль Арбенина:

«Я отношусь к этому спокойно. Как сказал Тригорин в «Чайке»: «Когда ругают — обидно, а когда хвалят — еще более обидно». Я к этому отношусь равнодушно, мне очень нравится играть этот спектакль. Спектакль очень хороший, красивый, трагический. Мне нравилось работать с Римасом. Удивительная вещь, в 1998 году я видел тот спектакль, который они привозили на фестиваль. Мне он очень понравился, и я подумал: вот сыграть бы мне в нем Арбенина. И мысль материализовалась. Я этому чрезвычайно рад».

В день череповецкой премьеры «Маскарада» зал Дворца металлургов был полон и оставался таким до конца спектакля, все два с половиной часа. В завершение зрители встали и долго не отпускали актеров.

«Пытались понять. Конечно, игра актеров великолепна. Здесь все профессионально, все настоящее. Захватывает. Разница с книгой есть, вспоминаешь, как было там, а здесь совсем другой сюжет. Зритель должен еще домыслить по мимике, движениям актеров, но это все безумно интересно, молодцы. Здорово, что у нас есть такая возможность прикоснуться к прекрасному на высоком профессиональном уровне!» — поделилась череповчанка Ольга.

Театральный фестиваль «Золотая Маска» уже пятый раз проходит в Череповце при поддержке «Северстали».

«Огромная благодарность компании «Северсталь» за то, что она дарит череповчанам праздник, дает возможность прикоснуться к творчеству столичных театров. Этот проект поддерживает министерство культуры, мэрия Череповца. Я надеюсь, что мы продолжим делать театр доступным для череповчан», — отметил первый заместитель губернатора области Алексей Шерлыгин.






оригинальный адрес статьи