3 декабря 2014

Театр имени Вахтангова представил в Череповце снежный «Маскарад»

Сергей Виноградов | Газета «Красный Север»

Пятый фестиваль «Лучшие спектакли «Золотой маски» в Череповце» завершился показом постановки легендарного театра имени Вахтангова «Маскарад».

За годы существования фестиваля, который проходит при поддержке компании «Северсталь», зрители увидели полтора десятка спектаклей практически всех главных театров Москвы и Санкт-Петербурга - МХТ им. Чехова, «Ленком», театр им. Пушкина, РАМТ и других. Пятый фестиваль, в рамках которого в ноябре прошли постановки трех московских театров, посетили более трех с половиной тысяч зрителей. Билеты были распроданы за несколько недель до показов спектаклей. Поздравить череповчан с первым маленьким юбилеем в город приехал президент ассоциации «Золотая маска», народный артист России Георгий Тараторкин.

- В прошедшие пять лет череповецкие зрители увидели спектакли разных театров и жанров, - сказал он. - Одним одно ближе, другим - другое. Но есть неотъемлемый признак у спектаклей, которые привозит в город фестиваль «Золотая маска»: зритель может быть уверен, что «Маска» его не обманет, и он точно увидит театральное искусство, которое многолико и разнообразно. Не подделку, не сценку на трех стульях, а подлинный театр.

Организация «Золотой маски» свидетельствует о том, что фестиваль привил нашим зрителям не только вкус и интерес к «многоликости и разнообразию» театрального искусства, но и доверие к премии. «Золотая маска» стала чем-то вроде знака качества. К слову, отбор спектаклей для гастролей в городе металлургов - сложный процесс, который длится несколько месяцев. Ежегодно организаторы проводят опросы, изучая запросы зрителей. После этого в тесном контакте с ассоциацией «Золотая маска» подыскивают подходящие спектакли, вступают в контакт с театрами, ищут «окно» в их афише. Кроме того, выбранный спектакль должен подходить под размер и возможности череповецких театральных залов. Декорации привезенного в Череповец в последний уик-энд осени «Маскарада», по признанию директора театра имени Вахтангова Кирилла Крока, с трудом разместились на сцене Дворца металлургов. «А это один из самых наших компактных спектаклей, - рассказал нам директор. - Весь целиком он поместился в одной фуре, плюс мы привезли с собой особые световые приборы, которых не было в Череповце, чтобы зрители увидели «Маскарад» таким, каким мы показываем его в Москве».

Представлял спектакль в Череповце лично худрук театра и режиссер постановки Римас Туминас. Выяснилось, что свой первый «Маскарад» он поставил, еще работая в драмтеатре Вильнюса. Режиссер признался, что в новой постановке оставил ту же сценографическую структуру, но новые актеры наполнили спектакль новым содержанием и новыми красками. Но Туминас сообщил о том, что, работая над постановкой в вахтанговском театре, думал о другом «Маскараде» - том, который был готов в июне 1941 года, но не был показан из-за войны. «Война убила его, одна из первых бомб, упавших на Москву, разрушила вахтанговский театр, - сказал режиссер. - Хотелось вернуть на эту сцену «Маскарад», бесподобный вальс композитора Арама Хачатуряна, который был написал специально к тому спектаклю 1941 года».

В 90-е годы прошлого века литовцы привезли «Маскарад» в Москву. «Мне спектакль тогда очень понравился, и я, помню, подумал - вот бы в нем сыграть Арбенина, и когда спустя много лет мне предложили эту роль, я уверовал в то, что мысли материализуются», - рассказал исполнитель главной роли в новом «Маскараде» Евгений Князев.

В спектакле «Маскарад» много странного и непонятного, много неожиданного и пестрого - то рыба вынырнет на подмостки откуда-то из-под сцены, то герои вдруг полезут на стену и читают монологи оттуда. Но наверняка в первую очередь зрители запомнят снег. Да-да, белый, пушистый снег (он был сделан из мелких кусочков полиэтилена). Он лежит на сцене сугробами, а еще время от времени начинается снегопад. Актеры на протяжении спектакля бросаются снегом друг в друга (зрителям в первом ряду тоже перепадало), отряхиваются, лепят снежки и рубят их саблей. За снежным маскарадом несколько терялись популярные актеры, некоторые из них с трудом были узнаны залом. Лидия Вележева, Леонид Бичевин, Анна Антонова... Звезд в спектакле хватало. Евгений Князев, впрочем, затмил всех.

За несколько часов до череповецкой премьеры режиссер спектакля Римас Туминас обмолвился в беседе с журналистами, что ввел снег в спектакль, дабы поднять салонную пьесу Лермонтова до подлинной трагедии. «Мы не позволили себе удобно устроиться в этом салоне, - сказал он. - Снег и лед - другое дело, это не салон, тут все опасно, все на грани».



оригинальный адрес статьи

Пресса