2 декабря 2014

Что скрывается под «Маской»

Андрей Пронин | Журнал «Time out»

Главная театральная премия России «Золотая маска» не только отбирает и награждает лучших, но и продюсирует многочисленные гастроли, представляя своих лауреатов в стране и за границей. Андрей Пронин рассказывает о спектаклях-победителях, которые приедут на петербургский фестиваль «Маски» в декабре, и о номинантах, готовящихся защищать честь города на московском фестивале-конкурсе будущей весной.

Вечер балетов Иржи Килиана
Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, в просторечии «Стасик», по праву гордится своим хорошо налаженным сотрудничеством с выдающимся хореографом современности Иржи Килианом. Чех по национальности, Килиан в 1968 году, как многие, покинул родину, до 1975 года танцевал в Штутгарте, а затем перебрался в Нидерланды, где стал сочинять танцы. Его абстрактные одноактные балеты полны метафор и скрытых смыслов, недаром Килиана называют философом от хореографии. «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» были поставлены Килианом четыре с половиной года назад и получили «Золотую маску – 2011» как лучший спектакль в балете. Теперь в один вечер с ними танцуют и «Бессонницу», которая боролась за «Маску» в прошлом сезоне, но не столь успешно.
8 декабря, Мариинский-2, ул. Декабристов, 34

Cosi fan tutte
Эта гастроль гарантированно взбудоражит не столько театральную, сколько музыкальную общественность. Пермский театр оперы и балета давно и успешно возглавляет дирижер Теодор Курентзис. Во времена, когда Пермь претендовала на звание «культурной столицы» и пыталась аккумулировать все завоевания современного искусства на своей территории, Курентзиса переманили из Новосибирска. В Петербурге, впрочем, многие считают сумасшедше талантливого грека земляком: здесь он учился в Консерватории у Ильи Мусина, здесь тусовался с известными фигурами музыкального андерграунда. Моцарт в исполнении оркестра Курентзиса звучит непривычно. Дирижер применяет к партитуре принципы «информированного исполнительства» барочной музыки и играет ее на аутентичных инструментах: жильные струны и прочие чудеса. Спектакль в прошлом году получил «Маску» за… Догадались? Лучшую работу дирижера, конечно.
9 декабря, Михайловский театр, пл. Искусств, 1

«Добрый человек из Сезуана»
Для худрука московского Театра им. Пушкина Евгения Писарева этот спектакль был риском. В театр, который принято считать развлекательным, пригласили режиссера Юрия Бутусова, чьи спектакли, полные неожиданных ходов и алогичных решений, никак не назовешь салонным зрелищем. Да и материал – притча Брехта – был выбран бескомпромиссный. Бутусов остался верен себе, даже оказался мрачнее обычного, о комфорте зрителей заботился мало: например, не стал переводить на русский немецкие зонги, звучащие в пьесе. А еще он отказался искать в пьесе социальное звучание, а поставил ее как свободный от конкретного времени и пространства реквием. Реквием по доброму человеку, который всегда слаб, чтобы противостоять подлости окружающего мира. Сыгравшая главную роль Александра Урсуляк проявила такую самоотдачу, что порою кажется, будто эмоциональное напряжение, которое она испытывает на сцене, находится за гранью человеческих возможностей. Более чем заслуженная «Маска» за лучшую женскую роль. 10, 11 декабря, БДТ им. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

«Евгений Онегин»
Спектакль – обладатель прошлогодней «Маски» за лучшую работу режиссера в драматическом театре уже однажды гастролировал в Петербурге. Однако повторение – мать учения. Тут есть чему поучиться. И способности режиссера Римаса Туминаса вдохнуть энергию в труппу Театра Вахтангова, которая до его прихода в кресло худрука многим казалась вялой и проблемной. И фантазии, с которой маститый литовец играет с, казалось бы, знакомым до запятой романом Пушкина. И редкой красоты мизансценам: по этой части Туминас – уникальный мастер. И, конечно, тому, как использовать любимых актеров в неожиданных ролях: Сергей Маковецкий играет старого Онегина, Владимир Вдовиченков – безымянного, но важного для действия гусара, Людмила Максакова – учительницу танцев, а легендарной Юлии Борисовой поручена ни много ни мало роль Сна Татьяны.
11, 12 декабря, Александринский театр, пл. Островского, 6

За кого болеть
В этом году Петербург довольно широко представлен в «масочном» соревновании. В номинации «Лучший спектакль большой формы» будут сражаться «Вишневый сад» МДТ, «Мадам Бовари» «Русской антрепризы» и «Три сестры» Театра Ленсовета, а их создатели Лев Додин, Андрей Жолдак и Юрий Бутусов поборются за звание лучшего режиссера. В малой форме соперничают «Алиса» БДТ и «Жизнь за царя» «Театро Ди Капуа», а также их постановщики Андрей Могучий и Джулиано Ди Капуа. В конкурсе «Эксперимент» представлены «Камера обскура» Новой сцены Александринского театра и «Лекция о ничто» театра Post, создатель «поста» Дмитрий Волкострелов также фигурирует и в шорт-листе лучших режиссеров. В номинации «Лучшая женская роль» добрая половина перечня отдана петербурженкам: Елизавете Боярской, Елене Калининой, Илоне Маркаровой, Ксении Раппопорт, Полине Толстун и, конечно, Алисе Бруновне Фрейндлих. Честь сильного пола защищает один кандидат, зато какой – Данила Козловский. В номинации «Лучшая роль второго плана» выдвинут актер БДТ Геннадий Богачев за выразительную работу в «Алисе». В опере на «Маску» претендуют «Отелло» Мариинки и «Царская невеста» Михайловского театра, а также их постановщики Василий Бархатов и Андрей Могучий. Звание лучшего солиста оперы оспаривают мариинцы Александр Антоненко и Александр Краснов. В балетном конкурсе – два спектакля Мариинки: «Инфра» и балеты Ханса ван Манена, а в конкурсе современного танца – проект Дианы Вишневой «Женщина в комнате» (и сама Вишнева плюс хореограф Каролин Карлсон), «Белая тьма» Михайловского театра (и солисты Ирина Перрен и Леонид Сарафанов), а также экспериментальный «Экспонат» Новой сцены Александринки и его хореограф Анна Абалихина. В оперетте честь Петербурга будет защищать мюзикл «Чаплин», его дирижер Юрий Крылов и актеры Мария Лагацкая-Зимина и Евгений Зайцев. В кукольном соревновании участвуют «Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова, выпущенный под эгидой БДТ, и «Одиссей» Алексея Лелявского (театр Karlsson Haus). У многочисленных номинантов-художников просим прощения, но перечислить их попросту не хватает места.

Мария Ревякина, генеральный директор "Золотой маски": «Периодически возникают разговоры о том, что театр в кризисе, в тупике, что театр умирает. Сегодня – и я говорю об этом с уверенностью – отечественный театр в очень хорошей форме».



оригинальный адрес статьи

Пресса