5 декабря 2014

Доброта хуже воровства

Жанна Зарецкая | Газета «Вечерний Петербург»

В рамках театральной программы Петербургского культурного форума в город приезжают лучшие музыкальные и драматические спектакли — лауреаты «Золотой маски».

10 и 11 декабря на сцене БДТ будет показан спектакль петербургского режиссера Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана», поставленный им в Московском театре им. Пушкина.

В последнее время именно эта пьеса Брехта пользуется особым спросом на театре. Видимо, потому, что в ней есть кроме остросоциальной линии, которая особенно важна для Брехта, еще и мело­драматическая. Проститутка Шен Те, оказавшаяся единственным добрым человеком в убогом китайском городишке Сезуане, не просто вынуждена время от времени превращаться в своего «брата», безжалостного Шуй Та, и наказывать по заслугам обнаглевших горожан. Ей также суждено пережить любовь и предательство. Именно лирическую линию героини режиссер Юрий Бутусов выводит на первый план, и именно любовь делает источником и мерой всех событий в Сезуане. При наличии такой актрисы, как Александра Урсуляк, получившая «Золотую маску-2014» за лучшую женскую роль, этот сюжет работает как нельзя лучше.

Настоящим театралам не надо напоминать, что «Добрый человек из Сезуана» — та самая легендарная пьеса, которой открылся единственный во второй половине XX века политический театр в России, любимовская Таганка. Генеральной сюжетной линией того спектакля была сатира на советскую реальность: Любимов и его молодая команда даже дописали ряд убийственных для общества той поры зонгов. В спектакле Бутусова зонги, наоборот, звучат «в оригинале», на немецком — и лишь поддерживают энергичный ритм спектакля. Сатира режиссера мало интересует, как, впрочем, и общество как таковое. Его тема — человек, и то, на что он способен, будучи загнанным в угол. Актриса Александра Урсуляк к финалу выходит на настоящий трагизм, и, как ни странно это прозвучит, именно масштаб личности героини и актрисы внушает веру в современника.



оригинальный адрес статьи

Пресса