28 ноября 2014

«Золотой» квартет

Вера Николаева | Журнал «Ваш Досуг»

Главная театральная премия России, «Золотая маска», как и положено, большинство спектаклей-лауреатов представляет, конечно, в первопрестольной. Кроме того, многие победители, как правило, «родом» из той же столицы. Но, к счастью, некоторые номинанты и лауреаты добираются-таки и до других не менее культурных российских городов.

«МАСКА» НАД ВОЛЬНОЙ НЕВОЙ

Начиная с 2000 года Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая маска» показывает лучшие спектакли в городах России: не менее 30 городов нашей необъятной родины принимали «Золотую маску» в эти годы. Петербург здесь отмечен особо: в 2003 году, в честь 300-летия Северной столицы, в нашем городе провели полную конкурсную программу «Золотой маски», в 2009-м — большую программу спектаклей-лауреатов и номинантов премии. В этом году, с 8 по 12 декабря, «Золотая маска» представит на главных сценах города на Неве четыре спектакля-лауреата, ставших настоящими театральными событиями последних лет.

СОБАКИ, БОГИ, МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ…

В прошлом году на фестиваль «Дягилев P. S.» Иржи Килиан представил в Петербурге потрясающей красоты балет «Боги и собаки» Нидерландского театра танца и два одноактных балета Норвежского национального балета. В 2014-м крупнейший мировой хореограф продолжит покорять питерских балетоманов: 8 декабря на Новой сцене Мариинского театра Московский Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представит балеты Иржи Килиана — одноактные «Восковые крылья», «Бессонницу», «Шесть танцев», «Маленькую смерть». В спектакле использованы музыкальные произведения Г. Бибера, Дж. Кейджа, Ф. Гласса, И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, а также музыка Д. Хаубриха на основе произведений В.-А. Моцарта. Танец — искусство, которое без труда преодолевает границы государств и языковых барьеров.

Вечер одноактных балетов Килиана критики называют «шкатулкой с драгоценностями». Эстетическое впечатление от магии линий, недосказанности и таинственности мира грез, страхов и желаний огромно. За свою смелость и неординарность в хореографических экспериментах Килиан не раз удостаивался престижных наград, в том числе премий Лоуренса Оливье и Нижинского. А в этой постановке он демонстрирует разные грани своего таланта — от концептуально-монохромных «Восковых крыльев» и параноидально-парадоксальной «Бессонницы» до прелестно-ироничных «Шести танцев».

Ну, а безукоризненно-музыкальный хореографический шедевр «Petite Mort» («Маленькая смерть») пропустить просто невозможно.

ОТ КУРЕНТЗИСА — С ВЕНСКИМ ВКУСОМ

9 декабря на сцене Михайловского театра прозвучит знаменитая комическая опера Моцарта «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины») в постановке Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского в интерпретации одного из самых ярких маэстро современности Теодора Курентзиса. Заметим, что в конце ноября Курентзис привозил в Петербург «Дидону и Энея» Перселла Пермского театра, он будет стоять за дирижерским пультом во время «Cosi fan tutte» с Урала.

Божественный Моцарт, исключительная по музыкальности трактовка Курентзиса и театр, превращающийся в один из лучших российских музыкальных театров. Спектакль идет на итальянском языке с русскими субтитрами в сопровождении оркестра и хора Music Aeterna. Аутентичная манера постановки, где все, что есть на сцене, — от костюма до музыкальных инструментов — напоминает об эпохе Просвещения, погружает зрителя в утонченный мир XVIII века. История двух влюбленных пар, где юноши решили испытать сердца дам, мгновенная смена настроений и высший градус любовной горячки, сплетни, интриги, переодевания, нелепые и забавные случайности… Опера подана с необыкновенным вкусом и элегантностью, словно дело происходит на сцене Венской оперы более чем два века назад.

ЛЮБИМЫЙ БРЕХТ, НО ПО-МОСКОВСКИ

10 и 11 декабря сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова будет отдана спектаклю Московского театра им. А. С. Пушкина «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта в режиссуре нашего земляка Юрия Бутусова. Кроме «Золотой маски», спектакль награжден премией «Хрустальная Турандот», триумфально был показан на Платоновском фестивале в Воронеже, в Таллине и Риге.

Поучительная брехтовская притча о том, как нищая проститутка Шен Те поплатилась за собственную доброту, в спектакле Бутусова приобретает трагические краски. В этом мире не приходится ждать спасения ни от кого: даже боги не способны что-либо изменить. Актриса Александра Урсуляк, исполняющая главную роль, существует на грани потрясения и боли, буквально взрывая зрительный зал эмоциональностью игры. Спектакль полон чудесной музыки Пауля Дессау в исполнении ансамбля солистов «Чистая музыка» под руководством музыканта и композитора Игоря Горского, а зонги звучат в живом исполнении артистов на языке оригинала — немецком.

…И ЦВЕТ ВАХТАНГОВСКОГО ТЕАТРА

11 и 12 декабря уже побывавший на прошлогоднем фестивале «Балтийский дом» «Евгений Онегин» Московского театра им. Евгения Вахтангова в постановке Римаса Туминаса на сей раз опробует «императорскую» сцену Александринского театра. В спектакле занят весь цвет труппы: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Владимир Симонов, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Алексей Гуськов, Евгения Крегжде и другие. Спектакль уже видели в рамках мирового турне в Эстонии, Латвии, Литве, Израиле, США, Канаде, Франции, России (Красноярск, Улан-Удэ). Впереди — Лондон и Афины. Римас Туминас — мастер поэтических метафор, у него Пушкин звучит радостно, вдохновенно и мелодично, трагично и трогательно, а помогает создать эту многогранность великого русского романа в стихах музыка Фаустаса Латенаса.

В рамках фестиваля на Новой сцене Александринского театра 13 декабря пройдет презентация антологии «Новая русская музыкальная критика» (издательство НЛО) и «круглый стол», посвященный музыкальной критике.

ОТ БЕРЕГОВ НЕВЫ

Наслаждаясь уже титулованными спектаклями, не забудем о том, что 21-й фестиваль «Золотая маска» пройдет в Москве в марте-апреле 2015 года. Церемония вручения Национальной театральной премии состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Экспертные советы по драматическим, кукольным и музыкальным театрам посмотрели в театрах и на видеозаписи 636 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге и городах России. 13 ноября был объявлен список номинантов (подробности — на сайте ww.goldenmask.ru).

Драматические театры Петербурга в номинации «Драма/Спектакль большой формы» представлены спектаклями «Вишневый сад» (МДТ — Театр Европы), «Три сестры» (Театр им. Ленсовета), «Мадам Бовари» (Русская антреприза им. А. Миронова). В номинацию «Драма/Спектакль малой формы» вошли «Алиса» (БДТ им. Г. А. Товстоногова) и «Жизнь за царя» («Театро Ди Капуа»). В конкурсе «Эксперимент» участвует работа театра «Post» «Лекция о ничто» и спектакль Новой сцены Александринского театра «Камера обскура». Как давно уже принято на «Золотой маске», все сочинители этих петербургских спектаклей будут соревноваться за звание лучшего режиссера: Лев Додин, Юрий Бутусов, Андрий Жолдак, Андрей Могучий, Джулиано Ди Капуа, Дмитрий Волкострелов. Создатели и исполнители спектакля «Камера обскура» Александра Ловянникова и Алексей Лобанов попали в номинацию «Драма/Работа художника». В ней же уже не в первый раз представлены художники Александр Шишкин (за сценографию спектакля «Три сестры»), Александр Боровский (за «Вишневый сад») и Мария Трегубова за сочиненное в интерьерах Каменноостровского театра оформление спектакля «Алиса». Художники по свету последних двух спектаклей — Дамир Исмагилов и Нарек Туманян — тоже поспорят за премию. В конкурентах у наших представителей — спектакли Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Воронежа, Якутска. Петербургские актрисы Алиса Фрейндлих (Алиса — «Алиса»), Елизавета Боярская и Ксения Раппопорт (Варя и Раневская — «Вишневый сад»), Елена Калинина и Полина Толстун (Эмма Бовари и Эмма — «Мадам Бовари»), Илона Маркарова («Жизнь за царя») поспорят за право считаться лучшей актрисой театрального сезона. На звание лучшего артиста претендует единственный петербуржец — Данила Козловский за роль Лопахина в «Вишневом саде». В номинации «Роль второго плана» — Геннадий Богачев (Поросенок, который стал человеком — «Алиса»).

ПРЕМИАЛЬНАЯ ПАРТИТУРА

Оперные театры Петербурга представлены двумя спектаклями: Мариинский театр — «Отелло», Михайловский театр — «Царская невеста». Режиссеры (не путать с дирижерами!) этих спектаклей Василий Бархатов и Андрей Могучий — также в номинационном списке, а еще художники Зиновий Марголин и Максим Исаев. Среди певцов соревноваться за звание лауреата премии будут Александр Антоненко и Александр Краснов (Отелло и Яго — «Отелло»). Наши певицы на этот раз экспертный совет не покорили.

Мариинский театр в классической балетной номинации представлен спектаклями «Инфра. Весна священная» и «Одноактными балетами Ханса Ван Манена». Михайловский театр в конкурсе балета как современного танца отмечен за балет «Белая тьма» (в конкурсе — исполнители Ирина Перрен и Леонид Сарафанов), в этой же номинации — спектакль Александринского театра «Экспонат/Пробуждение» (в соревновании — его хореограф Анна Абалихина, художник Галя Солодовникова, художники по свету Евгений Афонин и Сергей Васильев), а также балет «Женщина в комнате» Фонда Дианы Вишневой и компании «Ardani Artists» (персонально будут соревноваться балетмейстер-Каролин Карлсон и исполнительница Диана Вишнева).

Номинаций в жанре мюзикла удостоен спектакль «Чаплин» Театра музыкальной комедии, его дирижер Юрий Копылов, артисты Евгений Зайцев (Чаплин) и Мария Лагацкая-Зимина (Хедда Хоппер). Среди театров кукол от нашего города буду сражаться: режиссер Евгений Ибрагимов, художники Эмиль Капелюш, Наталья Мишина, актер Тарас Бибич (Владек) и их спектакль «Когда я снова стану маленьким» (БДТ им. Г. А. Товстоногова), а также режиссер Алексей Лелявский, художник Александр Вахрамеев и сочиненный ими спектакль «Одиссей» (театр «Karlsson Haus»).



оригинальный адрес статьи

Пресса