Театральная компания ЗМ

Пресса

22 марта 2015

«Летучий голландец» – сделано в Екатеринбурге

Петр Поспелов | Газета «Ведомости»

Вагнер с Урала украсил фестиваль «Золотая Маска».

Список российских театров, где ставятся оперы Вагнера, существенно расширяется. Лидером по-прежнему остается Мариинский театр, но теперь в Петербурге Вагнер есть и в Михайловском («Летучий голландец»). В Москве эта же опера побывала в репертуаре Большого, тогда как «Тангейзера» поставили в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а «Тристана и Изольду» – в «Новой опере». Если говорить о других городах, то не будем вспоминать старого саратовского «Тангейзера» (отважная, но неудавшаяся попытка), зато с удовольствием назовем челябинского «Лоэнгрина», отметим факт постановки «Летучего голландца» в Улан-Удэ и выразим надежду на то, что в следующем году до Москвы доедет свежий «Тангейзер» из Новосибирска, за которого режиссеру и директору театра ныне пришлось отвечать в суде перед оскорбленными верующими.

Конечно, театры вдохновило 200-летие со дня рождения гения, отмечавшееся в 2013 г. Но важнее то, что уровень театров стал достоин юбиляра. Сегодня в Москве рукоплескали еще одному амбициозному новичку – «Летучему голландцу» из Екатеринбурга, где Вагнер в последний раз шел в 1937 г.

За пультом стоял немец – но наш, обрусевший немец, хорошо знакомый нам Михаэль Гюттлер, успевший изрядно поработать и в Мариинском театре, и в том же Екатеринбурге. Маленькие подлые детали иногда докладывали о том, что оркестру екатеринбургского оперного для Вагнера немного не хватает класса – но уже совсем немного. Увертюру начали хорошо, а затем чуть растрескалось. Первый акт произвел добротное впечатление, хотя свободы и вдохновения не хватало. Во втором и третьем актах гости осмелели и доказали, что могут справляться с Вагнером ничуть не хуже, чем в столицах. Гюттлер был образцово гибок, оркестр шел за ним, а хор – что мужской, что женский – удивлял вымуштрованностью и самоотдачей. Залихватские песни подвыпивших матросов соперничали с дисциплинированным хором швей, крутящих машинки «Зингер», а когда, взывая к дьяволу, с яруса запела команда корабля-призрака, публику в партере Новой сцены Большого театра накрыло хорошей морской волной.


В Екатеринбурге на премьере две главные партии пели Андрей Тихомиров из Москвы и Млада Худолей из Петербурга. Однако к приезду в Екатеринбург отборщиков «Золотой маски» произошло импортозамещение – и вот уже в персональных конкурсных номинациях значатся два воспитанника Уральской консерватории. Из них особенно хорош Александр Краснов – обладатель звучного бас-баритона с большим диапазоном, завидно крепкого и выносливого, при этом вовсе не крикливого, а способного на ровное легато. Его Голландец, привыкший к морской качке, тяжелыми шагами ходит по земле, в богатырском теле разлито такое здоровье, что его хватило бы еще на много семилетних циклов, если бы вагнеровскому герою не даровано было спасение. Сента в исполнении Ирины Риндзунер – не столь очевидная победа. Голос артистки звучал легко, не напряженно и хорошо летел, но в середине диапазона, когда нет полного форте, нередко пробивался некрасивый призвук, а в каденции дуэта второго акта чуть подвела интонация.

Номинировать, возможно, скорее стоило бы Гарри Агаджаняна, дородно и звучно спевшего папашу Даланда. Из этого персонажа часто делают комичного скрягу, а вот екатеринбургский артист представил его бравым капитаном и любящим отцом. Не подвели и тенора. Правда, Рулевой в исполнении Николая Любимова и внешне, и тембром голоса напоминал Игоря Ильинского в фильме «Волга, Волга», но с партией он вполне справился. А Ильгам Валиев в партии Эрика подарил нам и приятный вагнеровский звук, и звуковедение, к тому же голос его к концу спектакля не выказал признаков усталости.

Поставлен «Летучий голландец» без затей – это рабочий вариант, сделанный востребованными в мире мастерами. Режиссер Пол Каррен позаботился о качестве мизансцен, а художник Гэри Маканн придумал конструкцию из модулей, которые экономно изображают и корабль, и площадь, и ткацкую фабрику. Норвежский народ, правда, одет в платья прошлого века, но никакого концептуального насилия над вагнеровской сюжетикой нет. Такой спектакль, вероятно, мог бы идти в провинциальном немецком городе и воспринимался бы как скромная, но на совесть сделанная постановка. А по музыкальному качеству он содержит по меньшей мере две работы – дирижерскую Михаэля Гюттлера и вокально-актерскую Александра Краснова, достойные любой столичной сцены.



оригинальный адрес статьи