Театральная компания ЗМ

Пресса

12 апреля 2015

Зачем театр младенцам?

Интернет-портал Teatrall.ru

11 апреля в рамках фестиваля «Золотая маска» в ДК ЗИЛ стартует мини-фестиваль «Бэби Лаб», на котором будут показаны спектакли для самых маленьких зрителей ­от 6 месяцев до трех лет, созданные по итогам работы специальной образовательной программы Института Театра и Центра Мейерхольда. Teatrall разбирается, что такое «бэби-театр» и зачем он нужен.



Еще со­всем недав­но воз­раст­ная мар­ки­ров­ка дет­ских спек­так­лей у нас на­чи­на­лась с трех лет. Счи­та­лось, что дети более млад­ше­го воз­рас­та к вос­при­я­тию те­ат­раль­но­го ис­кус­ства не го­то­вы. Хотя пра­виль­нее было бы ска­зать, что сам театр не готов к встре­че с такой пуб­ли­кой. Ти­по­вые со­вет­ские ТЮЗы с их боль­ши­ми за­ла­ми и тра­ди­ци­он­ной сце­ной-ко­роб­кой пред­по­ла­га­ют со­вер­шен­но опре­де­лен­ный, клас­си­че­ский тип те­ат­раль­но­го зре­ли­ща, не при­год­ный для ма­лы­шей. Дет­ские те­ат­ры по своей струк­ту­ре мало от­ли­ча­ют­ся от взрос­лых: тот же неру­ши­мый ба­рьер между сце­ной и залом и фак­ти­че­ское от­сут­ствие кон­так­та между ак­те­ра­ми и зри­те­ля­ми.




По­нят­но, что ма­лень­ко­му че­ло­ве­ку труд­но со­блю­дать все необ­хо­ди­мые услов­но­сти и хо­ро­шо себя вести (то есть молча си­деть и смот­реть пред­став­ле­ние) не все­гда по силам. Да и длин­ные двух­ча­со­вые спек­так­ли может вы­дер­жать да­ле­ко не каж­дый пя­ти­лет­ка. Но ро­ди­те­ли, меч­та­ю­щие по­быст­рее при­об­щить свое чадо к ис­кус­ству, упор­но при­во­дят в те­ат­ры и трех-, и двух­лет­них детей: мол, мой Мо­цар­та слу­ша­ет с пе­ле­нок, он все пой­мет. А в ре­зуль­та­те — плач, крики, от­вле­ка­ю­щие дру­гих детей, и ис­пор­чен­ный спек­такль.




С на­ча­лом бэ­би-бу­ма, слу­чив­ше­го­ся в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие, когда в Москве со стре­ми­тель­но­стью эпи­де­мии стали раз­мно­жать­ся дет­ские клубы, школы ран­не­го раз­ви­тия, курсы ри­со­ва­ния в пам­пер­сах и му­зы­каль­ные сту­дии для пол­зун­ков, спрос на театр для самых ма­лень­ких по­вы­сил­ся в разы. Од­на­ко, адек­ват­ных пред­ло­же­ний было крайне мало, по­сколь­ку в Рос­сии никто не за­ни­мал­ся бэ­би-те­ат­ром и не пред­став­лял, что это такое.




По­дой­ти к этому во­про­су се­рьез­но и си­стем­но ре­ши­ли в Ин­сти­ту­те те­ат­ра (сов­мест­ный об­ра­зо­ва­тель­ный про­ект «Зо­ло­той Маски» и Цен­тра Мей­ер­холь­да). В про­шлом году здесь за­пу­сти­ли дол­го­сроч­ную про­грам­му раз­ви­тия те­ат­ра для ма­лы­шей. Первую Ла­бо­ра­то­рию бэ­би-те­ат­ра, в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие мо­ло­дые ре­жис­се­ры, ху­дож­ни­ки и ар­ти­сты, про­вел ита­лья­нец Ро­бер­то Фра­бет­ти; его театр La Baracca уже 30 лет ра­бо­та­ет со зри­те­ля­ми от года до трех. Как по­ка­зы­ва­ет его опыт, дети этого воз­рас­та по­ни­ма­ют го­раз­до боль­ше и ин­тер­пре­ти­ру­ют мир го­раз­до глуб­же, чем нам ка­жет­ся. Они спо­соб­ны кон­цен­три­ро­вать свое вни­ма­ние и эмо­ци­о­наль­но участ­во­вать в пред­став­ле­нии, если оно по­стро­е­но с уче­том их вос­при­я­тия.




Стро­гих усло­вий тут не так много, и они ско­рее тех­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра: пред­став­ле­ние долж­но быть рас­счи­та­но на ка­мер­ную ауди­то­рию в 30-50 че­ло­век и длить­ся не доль­ше 40 минут, свет пол­но­стью не вы­клю­ча­ет­ся, дети сидят вме­сте с ро­ди­те­ля­ми, ино­гда прямо на полу, на по­душ­ках. Если ре­бе­нок нач­нет го­во­рить или пол­зать по залу, его не будут одер­ги­вать, а по­ста­ра­ют­ся мягко при­влечь его вни­ма­ние к про­ис­хо­дя­ще­му на сцене. Впро­чем, и сцены как та­ко­вой здесь нет, дей­ствие разыг­ры­ва­ет­ся рядом с ма­лы­ша­ми, на рас­сто­я­нии вы­тя­ну­той руки, и ино­гда они сами при­ни­ма­ют в нем уча­стие.




Наш при­выч­ный театр, при­выч­но ста­вя­щий текст на пер­вое место, может ока­зать­ся не самым под­хо­дя­щим для самых ма­лень­ких детей. Ре­бе­нок, ко­то­рый еще тол­ком не умеет го­во­рить, го­раз­до лучше вос­при­ни­ма­ет язык кра­сок и об­ра­зов, зву­ков и дви­же­ний. По­это­му в Ев­ро­пе бэ­би-те­атр часто тя­го­те­ет к фи­зи­че­ско­му, пла­сти­че­ско­му или ви­зу­аль­но­му те­ат­ру, те­ат­ру пред­ме­тов и contemporary dance. Ни­ка­кой ли­те­ра­тур­ной ос­но­вы в этих спек­так­лях, как пра­ви­ло, нет, да и сю­же­та как та­ко­во­го тоже. Темой спек­так­ля могут стать такие аб­стракт­ные по­ня­тия как свет и тьма, вода и песок, смена вре­мен года. То есть театр ста­но­вит­ся для ма­лень­ких детей еще одним сред­ством по­зна­ния мира и од­но­вре­мен­но сти­му­ли­ру­ет их твор­че­ское на­ча­ло.




Ведь игра те­ат­раль­ная рас­тет из того же корня, что и дет­ская игра - «а давай как будто...» Пси­хо­ло­ги с тре­во­гой от­ме­ча­ют, что се­год­ня дети, обес­пе­чен­ные огром­ным ко­ли­че­ством иг­ру­шек, стали мень­ше при­ду­мы­вать и иг­рать с во­об­ра­жа­е­мы­ми пред­ме­та­ми. Грубо го­во­ря, зачем пред­став­лять палку мечом, когда в твоем рас­по­ря­же­нии от­лич­ное све­тя­ще­е­ся ору­жие дже­дая? Театр же по­мо­га­ет про­бу­дить дет­скую фан­та­зию, от­крыть неис­чер­па­е­мый иг­ро­вой по­тен­ци­ал в окру­жа­ю­щих пред­ме­тах.




На­при­мер, в спек­так­лях «Му­ха-Цо­ко­ту­ха» На­та­льи Мир­ной и «Ку­хон­ный кон­церт» Алек­сан­дры Ло­вян­ни­ко­вой, со­здан­ных по ито­гам ра­бо­ты Ла­бо­ра­то­рии, ис­поль­зу­ет­ся обыч­ная по­су­да, хо­ро­шо зна­ко­мая ма­лы­шам. В пер­вом слу­чае чашки и ка­стрюль­ки пре­вра­ща­ют­ся в пер­со­на­жей сказ­ки Чу­ков­ско­го, а во вто­ром — ста­но­вят­ся свое­об­раз­ной удар­ной уста­нов­кой, из ко­то­рой ак­те­ры из­вле­ка­ют самые раз­ные ритмы и звуки. И ока­зы­ва­ет­ся, у ложек, ста­ка­нов и ско­во­ро­док есть свой голос, свой ха­рак­тер и даже свой взгляд на жизнь.




Рит­ми­че­ская ос­но­ва во­об­ще очень важна, чтобы удер­жи­вать вни­ма­ние ма­лень­ких зри­те­лей — неслу­чай­но в хит-па­ра­дах дет­ских по­ста­но­вок уже столь­ко лет дер­жат­ся сти­хо­твор­ные сказ­ки Чу­ков­ско­го. Сей­час у него, к сча­стью, по­яви­лись кон­ку­рен­ты — в част­но­сти, автор по­пу­ляр­ней­ше­го «Груф­фа­ло» Джу­лия До­нальд­сон. Ека­те­ри­на Ко­ра­бель­ник ин­сце­ни­ро­ва­ла ее книж­ку «Вы­ду­мы­ва­ешь, Тюль­ка!» про ма­лень­кую рыб­ку-фан­та­зер­ку. При­чем, ху­дож­ни­ки тут сами про­яви­ли нема­ло фан­та­зии, со­здав целый под­вод­ный мир из обыч­но­го по­ли­эти­ле­на.




Но спек­так­ли с ли­те­ра­тур­ной ос­но­вой на этом ми­ни-фе­сти­ва­ле в явном мень­шин­стве. Ре­жис­се­ры пред­по­чи­та­ют сами при­ду­мы­вать сю­же­ты: на­при­мер, Алек­сей Ша­ши­лов в своих «Сно­ви­де­ни­ях» кол­лек­ци­о­ни­ру­ет дет­ские сны, а «Фи­гу­ры» Дмит­рия Уро­со­ва рас­ска­зы­ва­ют ис­то­рии про квад­ра­ты, круги и тре­уголь­ни­ки, про­буж­дая в ре­бен­ке аб­стракт­ное мыш­ле­ние.




Спек­такль Юлии Ве­ли­ка­но­вой «При­клю­че­ния ки­сточ­ки» сде­лан в жанре те­ат­ра ху­дож­ни­ка — дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на стра­ни­цах огром­ной книги, вы­пол­нен­ной в тех­ни­ке поп-арт.




«Ле­бе­ди­ное озеро» Та­тья­ны При­ят­ки­ной-Вайн­штейн со­еди­ня­ет эле­мен­ты клас­си­че­ско­го ба­ле­та с на­сто­я­щи­ми тан­цов­щи­ца­ми в пач­ках, ку­коль­но­го и те­не­во­го те­ат­ра. А «Шо­ко­лад» Пер­во­го те­ат­ра во­об­ще труд­но на­звать спек­так­лем в тра­ди­ци­он­ном смыс­ле слова — ско­рее это ин­тер­ак­тив­ный пер­фор­манс, по­стро­ен­ный на эмо­ци­ях, об­ра­зах и так­тиль­ных ощу­ще­ни­ях, в ко­то­ром ис­поль­зу­ют­ся куклы, при­род­ные ма­те­ри­а­лы, оп­ти­че­ские эф­фек­ты и муль­ти­ме­диа.




В общем, спектр жан­ров бэ­би-те­ат­ра необы­чай­но богат и раз­но­об­ра­зен. Он не толь­ко фор­ми­ру­ет у детей с са­мо­го неж­но­го воз­рас­та ин­те­рес к ис­кус­ству, но и го­то­вит их к тому, что театр бы­ва­ет раз­ным, что здесь нет еди­ных стан­дар­тов и шаб­ло­нов. И в итоге рас­тит новое по­ко­ле­ние зри­те­лей - более от­кры­тое и вос­при­им­чи­вое к новым фор­мам со­вре­мен­но­го те­ат­ра.




оригинальный адрес статьи