Пресса
Зачем театр младенцам?
Интернет-портал Teatrall.ru11 апреля в рамках фестиваля «Золотая маска» в ДК ЗИЛ стартует мини-фестиваль «Бэби Лаб», на котором будут показаны спектакли для самых маленьких зрителей от 6 месяцев до трех лет, созданные по итогам работы специальной образовательной программы Института Театра и Центра Мейерхольда. Teatrall разбирается, что такое «бэби-театр» и зачем он нужен.
Еще совсем недавно возрастная маркировка детских спектаклей у нас начиналась с трех лет. Считалось, что дети более младшего возраста к восприятию театрального искусства не готовы. Хотя правильнее было бы сказать, что сам театр не готов к встрече с такой публикой. Типовые советские ТЮЗы с их большими залами и традиционной сценой-коробкой предполагают совершенно определенный, классический тип театрального зрелища, не пригодный для малышей. Детские театры по своей структуре мало отличаются от взрослых: тот же нерушимый барьер между сценой и залом и фактическое отсутствие контакта между актерами и зрителями.
Понятно, что маленькому человеку трудно соблюдать все необходимые условности и хорошо себя вести (то есть молча сидеть и смотреть представление) не всегда по силам. Да и длинные двухчасовые спектакли может выдержать далеко не каждый пятилетка. Но родители, мечтающие побыстрее приобщить свое чадо к искусству, упорно приводят в театры и трех-, и двухлетних детей: мол, мой Моцарта слушает с пеленок, он все поймет. А в результате — плач, крики, отвлекающие других детей, и испорченный спектакль.
С началом бэби-бума, случившегося в последнее десятилетие, когда в Москве со стремительностью эпидемии стали размножаться детские клубы, школы раннего развития, курсы рисования в памперсах и музыкальные студии для ползунков, спрос на театр для самых маленьких повысился в разы. Однако, адекватных предложений было крайне мало, поскольку в России никто не занимался бэби-театром и не представлял, что это такое.
Подойти к этому вопросу серьезно и системно решили в Институте театра (совместный образовательный проект «Золотой Маски» и Центра Мейерхольда). В прошлом году здесь запустили долгосрочную программу развития театра для малышей. Первую Лабораторию бэби-театра, в которой приняли участие молодые режиссеры, художники и артисты, провел итальянец Роберто Фрабетти; его театр La Baracca уже 30 лет работает со зрителями от года до трех. Как показывает его опыт, дети этого возраста понимают гораздо больше и интерпретируют мир гораздо глубже, чем нам кажется. Они способны концентрировать свое внимание и эмоционально участвовать в представлении, если оно построено с учетом их восприятия.
Строгих условий тут не так много, и они скорее технического характера: представление должно быть рассчитано на камерную аудиторию в 30-50 человек и длиться не дольше 40 минут, свет полностью не выключается, дети сидят вместе с родителями, иногда прямо на полу, на подушках. Если ребенок начнет говорить или ползать по залу, его не будут одергивать, а постараются мягко привлечь его внимание к происходящему на сцене. Впрочем, и сцены как таковой здесь нет, действие разыгрывается рядом с малышами, на расстоянии вытянутой руки, и иногда они сами принимают в нем участие.
Наш привычный театр, привычно ставящий текст на первое место, может оказаться не самым подходящим для самых маленьких детей. Ребенок, который еще толком не умеет говорить, гораздо лучше воспринимает язык красок и образов, звуков и движений. Поэтому в Европе бэби-театр часто тяготеет к физическому, пластическому или визуальному театру, театру предметов и contemporary dance. Никакой литературной основы в этих спектаклях, как правило, нет, да и сюжета как такового тоже. Темой спектакля могут стать такие абстрактные понятия как свет и тьма, вода и песок, смена времен года. То есть театр становится для маленьких детей еще одним средством познания мира и одновременно стимулирует их творческое начало.
Ведь игра театральная растет из того же корня, что и детская игра - «а давай как будто...» Психологи с тревогой отмечают, что сегодня дети, обеспеченные огромным количеством игрушек, стали меньше придумывать и играть с воображаемыми предметами. Грубо говоря, зачем представлять палку мечом, когда в твоем распоряжении отличное светящееся оружие джедая? Театр же помогает пробудить детскую фантазию, открыть неисчерпаемый игровой потенциал в окружающих предметах.
Например, в спектаклях «Муха-Цокотуха» Натальи Мирной и «Кухонный концерт» Александры Ловянниковой, созданных по итогам работы Лаборатории, используется обычная посуда, хорошо знакомая малышам. В первом случае чашки и кастрюльки превращаются в персонажей сказки Чуковского, а во втором — становятся своеобразной ударной установкой, из которой актеры извлекают самые разные ритмы и звуки. И оказывается, у ложек, стаканов и сковородок есть свой голос, свой характер и даже свой взгляд на жизнь.
Ритмическая основа вообще очень важна, чтобы удерживать внимание маленьких зрителей — неслучайно в хит-парадах детских постановок уже столько лет держатся стихотворные сказки Чуковского. Сейчас у него, к счастью, появились конкуренты — в частности, автор популярнейшего «Груффало» Джулия Дональдсон. Екатерина Корабельник инсценировала ее книжку «Выдумываешь, Тюлька!» про маленькую рыбку-фантазерку. Причем, художники тут сами проявили немало фантазии, создав целый подводный мир из обычного полиэтилена.
Но спектакли с литературной основой на этом мини-фестивале в явном меньшинстве. Режиссеры предпочитают сами придумывать сюжеты: например, Алексей Шашилов в своих «Сновидениях» коллекционирует детские сны, а «Фигуры» Дмитрия Уросова рассказывают истории про квадраты, круги и треугольники, пробуждая в ребенке абстрактное мышление.
Спектакль Юлии Великановой «Приключения кисточки» сделан в жанре театра художника — действие разворачивается на страницах огромной книги, выполненной в технике поп-арт.
«Лебединое озеро» Татьяны Прияткиной-Вайнштейн соединяет элементы классического балета с настоящими танцовщицами в пачках, кукольного и теневого театра. А «Шоколад» Первого театра вообще трудно назвать спектаклем в традиционном смысле слова — скорее это интерактивный перформанс, построенный на эмоциях, образах и тактильных ощущениях, в котором используются куклы, природные материалы, оптические эффекты и мультимедиа.
В общем, спектр жанров бэби-театра необычайно богат и разнообразен. Он не только формирует у детей с самого нежного возраста интерес к искусству, но и готовит их к тому, что театр бывает разным, что здесь нет единых стандартов и шаблонов. И в итоге растит новое поколение зрителей - более открытое и восприимчивое к новым формам современного театра.
оригинальный адрес статьи