Театральная компания ЗМ

Пресса

8 апреля 2015

«Глазами клоуна»: в круге первом

Екатерина Нечитайло | Интернет-портал Sub-cult.ru

На сцене РАМТ в "Золотой Маске" хореограф Алексей Расторгуев предложил посмотреть на современный танец "Глазами клоуна". О новой постановке пермского "Балета Евгения Панфилова" рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

Золотой луч света снизу доверху наполняется дымом, который не то ожидает входа в него священных чудовищ, не то существует автономной красотой, не то отживает последние секунды отгремевшего представления. В него уставше и рутинно вплывает вереница из семи танцовщиков, несущих на себе груз искусства. Для кого-то он заключается в партнерше, повисшей на спине, для кого-то - в прицепившемся к ноге партнере, для кого- то - в цирковой тумбе. Артисты театра "Балет Евгения Панфилова", добравшись до середины сцены, пристально вглядываются в темноту зала, чтобы под руководством хореографа Алексея Расторгуева предложить публике фестиваля "Золотая Маска" вместе с ними посмотреть на мир "Глазами клоуна". Взглядом пристальным и творческим, наивным и фрагментарным, распахнутым и наполненным лавовым потоком сознания.

"Балет Евгения Панфилова" — один из главных отечественных форпостов современного танца, создавший Перми репутацию регионального центра актуальной хореографии. Любительская труппа, основанная в 1987 году Евгением Панфиловом, в 2000-м была реорганизована в первый в России частный театр, который на сегодняшний день четырежды является лауреатом Национальной Театральной Премии "Золотая Маска". Хореограф спектакля "Глазами клоуна", выдвинутого в этом году на соискание в трех номинациях, Алексей Расторгуев, будучи одним из ведущих танцоров труппы, как хореограф уже поставил 10 балетов и более 30 миниатюр, попробовав себя в работе с самыми разными композиторами.

Можно завести долгую пространную беседу о том, почему же у спектакля такое название. Если вы думаете, что в работе рассказывается о буднях цирковых артистов, то вы неправы. Ошибочным будет и суждение о том, что в основе спектакля лежит роман Генриха Белля. Сюжет закручивается вокруг Художника (Алексей Расторгуев) и его произведения искусства, Куклы (Мария Тихонова), которая со временем и с помощью легкой обучающей ноги создателя наполняется жизнью, а после - влюбляется в пройдоху-хулигана. Сам спектакль, выдержанный в черно - белом стиле, напоминает разрозненный набор эпизодов, сумбурную клиповую нарезку, в которой "панфиловцы" эффектно встают в "картинку", зависают на различных частях тела друг друга, много прыгают и кидают гранд - батманы, лихо перекручиваются, утопая в густом свете, дыму и мигании страбоскопа, работают на зрелищность и эффект шоу, порой напоминая балет "Тодес". Но в результате практически полного отсутствия драматургии история о вечных взаимоотношениях между Творцом и Созданием, Спаланцани и Олимпией, Пигмалионом и Галатеей покрывается потеками и трещинками, будто грим на лице паяца.

Порой кажется, что танцовщики запрограмированы, лишены жизни, после первого каравана зайдут на следующий круг, готовы без устали уходить в пол, отправлять под купол керосиновые лампы, бегать по сцене с марионеточными нитями, искать пьянящее магическое очарование моментов. Самой живой в этой ситуации, как ни странно, становится Кукла-Тихонова с умными глазами, которая демонстрирует механическую четкость и предельную техничность. Она зависает на одном колене, руками переставляет ноги, в буквальном смысле осваивает свой вес и его распределение, поворачивает кистями невидимые ручки дверей, резко переводит голову из стороны в сторону, являет всем своим телом стрелку часов, которая отрывисто вышагивает по полю времени.

Огромный вопрос после себя оставляет выбор музыкального сопровождения, под которое происходит битва за любовь. Вальс "На голубом Дунае" Штрауса здесь соседствует с Иоганном Себастьяном Бахом, "История любви" Поля Моруа, звучащая шкатулочным звуком, находится рядом со Шнитке, а дуэт Куклы и ее возлюбленного приходится на долю французского мультиинструменталиста Arure, чья музыка используется еще в нескольких фрагментах спектакля. Шоу здесь затмевает смыслы, эффектность стоит во главе угла, картинка побеждает наполнение, но, как известно, представление не всегда сулит зрителю океанские глубины. После столь насыщенной цирковой программы остается только бежать за светом фонаря вслед за паяцами, ища не то любовь, не то свежие белила, не то вчерашний день.
Глядя на мир своими глазами.



оригинальный адрес статьи