15 декабря 2004

"Золотая Маска": без Гергиева и Фоменко

Марина Давыдова, Екатерина Бирюкова, Ольга Гердт | Известия

Объявлены очередные номинанты главной театральной премии страны. Для того, чтобы их отобрать, экспертный совет отсмотрел 319 драматических и 97 музыкальных спектаклей, появившихся в прошлом сезоне. Сам фестиваль пройдет с 24 марта по 10 апреля, будет сопровождаться целым букетом семинаров, мастер-классов и "круглых столов" по наболевшим внутрицеховым вопросам, а также ночными посиделками в фестивальном клубе. Церемонии открытия не будет - вместо нее в Москву привезут легендарный спектакль Льва Додина "Братья и сестры", отмечающий свое 20-летие. Номинации в драматическом и музыкальном театре комментируют обозреватели "Известий".

Драма: мало покажется

Качество афиши зависит, как несложно догадаться, от качества минувшего сезона. И поскольку оно, как и качество сезона текущего, оставляет желать лучшего, экспертам пришлось нелегко. Но они не подкачали. Программа фестиваля в драматической номинации выглядит грамотной и сбалансированной, и комментировать тут особенно нечего. Разве что посетовать, что в эту самую афишу не попал спектакль Анатолия Васильева "Илиада" (но случилось это не по воле экспертов, а по воле самого театра) и что в ней нет спектаклей двух таких титанов, как Лев Додин и Петр Фоменко (но это объясняется еще проще: они в минувшем сезоне ничего не поставили). В остальном все вполне предсказуемо, все ньюсмейкеры налицо. Театры, руководимые Табаковым, представлены трижды ("Когда я умирала" и "Дядя Ваня" Миндаугаса Карбаускиса, поставленные в "Табакерке", и мхатовские "Мещане" Кирилла Серебренникова). "Сатирикон" представлен одним спектаклем - "Ричардом III" Юрия Бутусова, но зато с Константином Райкиным в заглавной роли. Без Камы Гинкаса, чемпиона по количеству выдвижений на национальную театральную премию, тоже не обошлось: в номинацию "Лучший спектакль большой формы" попала последняя часть его чеховской трилогии "Скрипка Ротшильда". "Завсегдатаем" фестиваля становится, похоже, Юрий Погребничко (спектакль "Лестничная клетка"). Судя по всему, между этими московскими постановками и развернется настоящая борьба. Спектакли Петербурга ("Pro Turandot" Андрея Могучего и "Дон Жуан" Александра Морфова) и провинции ("Макбет" из Якутска, "Король умирает" из Омска и "Три сестры" очень способного режиссера Евгения Марчелли из Советска) вряд ли составят им конкуренцию.

Но главная отрада нынешнего фестиваля - удивительно сильные актерские номинации. Жюри придется выбирать между Андреем Мягковым, Валерием Бариновым, Дмитрием Назаровым, Константином Райкиным, Олегом Табаковым... Выбор этот, я думаю, будет мучительным - "Маску" хочется дать сразу всем. Но это куда лучше, чем ситуация, в которой сразу по окончании церемонии хочется у всех все отобрать.

Опера: Гергиев "Маску" перерос

Болезненная проблема, отсутствующая в других номинациях, - проблема участия или неучастия в конкурсе самого знаменитого музыканта нашей страны - в этом году решилась таким образом: сам маэстро Валерий Гергиев "Маску" перерос и ни с кем соревноваться не будет (список дирижеров-номинантов, таким образом, состоит из Александра Анисимова, Александра Ведерникова, Юрия Кочнева, Теодора Курентзиса и Владимира Понькина), но к его оперной продукции это не относится. Тут, правда, тоже все не просто - Мариинка, хоть и позволила номинировать "Нос" Шостаковича в постановке Юрия Александрова, везти его в Москву вовсе не собирается. Единственное, на что можно рассчитывать, - в указанные сроки спектакль в присутствии жюри будет показан у себя дома.

Судя по всему, из-за сложного клубка подобных организационно-политических проблем в программу фестиваля не попал революционный мариинский "Иван Сусанин" в постановке многократного масочного лауреата Дмитрия Чернякова. Правда, есть другая его работа - "Аида" из Новосибирска, которую ввиду ее крупноты придется показывать в Государственном Кремлевском дворце.

Провинция представлена еще двумя спектаклями - из Ростова-на-Дону привезут "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, из Саратова - "Тоску" Пуччини. Москву представляет давний масочный друг - театр "Геликон" и режиссер Дмитрий Бертман с "Диалогами кармелиток" Пуленка, а также активизировавшийся в последние годы Большой театр. У него аж два спектакля, и оба - со звездными режиссерами. Это "Макбет" Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса и "Летучий голландец" Вагнера, сделанный знаменитым немцем Петером Конвичным, в своей жизни получившим уж никак не меньше премий, чем наш Черняков. Скорее всего этим двоим - Чернякову и Конвичному - и предстоит разыграть главный оперный приз.

Балет, танец: хореографа не нашли

Судя по разросшемуся списку номинантов в разделе "Современный танец", "Золотая маска" продолжает курировать это маргинальное направление. Здесь целых семь претендентов в номинации "Лучший спектакль", из которых только один московский ("Танцы на взлетной полосе", проект Натальи Фиксель), остальные из Екатеринбурга (уже получавшие "Маски" "Провинциальные танцы" и "Эксцентрик балет" плюс новенькие - Институт танца с работой "Спиной к стене"), Челябинска (очередной опус Ольги Поны) и Санкт-Петербурга: компания "Каннон Данс" с работой "Голованога".

Кто ставил все эти произведения, как выясняется, не так уж и важно - ни в современном танце, ни в балете ни один хореограф на "Маску" не выдвинут.

В балете, надо думать, основное соревнование развернется между Большим театром ("Ромео и Джульетта") и Мариинским (программы "Форсайт в Мариинском" и "Приношение Баланчину"). "Магриттомания" в Большом, а также пермская "Серенада" добавлены скорее в качестве почетного эскорта. Впрочем, исход этой борьбы предсказать нетрудно. Если "Ромео и Джульетту" в постановке Деклана Доннелана и Раду Поклитару назовут "лучшим спектаклем" (все-таки не зря старался знаменитый английский режиссер, вписывая такое старомодное искусство, как балет, в современный театральный контекст), то Мариинский театр поощрят в частных номинациях. Если, закрыв глаза на то, что "Форсайт" и "Баланчин" - это не оригинальные постановки, а переносы известных работ, поощрят Мариинку за балеты, а Большой за актеров - тоже неплохо. Мария Александрова и Денис Савин в "Ромео и Джульетте" достойны премии не меньше, чем выдвинутые за балеты Форсайта и Баланчина Ульяна Лопаткина, Андрей Меркурьев и Леонид Сарафанов.

Другими словами, в отличие от современного танца, где названий много, а лидера ни одного, в балете все прозрачно: экспертный совет составил членам жюри такой удобный список, если не сказать план действий, что можно голосовать, не дожидаясь фестиваля.

;

Пресса