Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2015

«Три сестры» Бутусова: гротеск, трагедия и бесконечный рок-н-ролл

Анна Теплицкая | Интернет-портал M24.ru

В столице в рамках фестиваля "Золотая Маска" показали чеховских "Трех сестер", поставленных в питерском Театре имени Ленсовета одним из самых эксцентричных и талантливых российских режиссеров – Юрием Бутусовым.

Корреспондент M24.ru посмотрел музыкально-гротескную интерпретацию вечной классики.
Время идет, но ничего не меняется: прежними остаются человеческие проблемы, метания души, мечты, страдания и неудачи, страхи, страсти, надежды и горести. Все, есть и все было.. "После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, быть может, шестое чувство и разовьют его, но жизнь останется все та же", - кричит режиссер Юрий Бутусов устами чеховского барона Тузенбаха.

Спектакль идет почти пять часов с тремя антрактами и разгоняется постепенно: размеренное первое действие, в котором сестры и их будущая невестка сидят на стульях перед мельтешащими мужчинами, сменяет второй акт, более энергичный и резкий. К концу третьего действия темп трагикомедии слегка спадает, зато все больше усиливается эмоциональное напряжение - надрыв, с которым играют артисты.

"Три сестры" в постановке худрука Театра имени Ленсовета – это сочный, звучный и горький манифест женских страданий, несчастной любви, несбывшихся надежд, утекающего сквозь пальцы времени и абсурдности человеческого существования. Как и прошлые работы Бутусова, эта постановка изящно балансирует между трагедией и фарсом, надломом и клоунадой, иллюзией и реальностью. Все это режиссер по традиции приправляет великолепным саундтреком – от композиций Баха до музыки Deep Purple, Эминема, Элвиса Пресли и Клавдии Шульженко.

"Три сестры" чем-то похожи на "Чайку", поставленную Бутусовым в московском Сатириконе. Те же монотонные голоса, сменяющиеся криками, размеренность, за которыми следуют взрывы буйных эмоций, повторение одних и тех же сцен с разным настроением и интонациями. Правда, в "Трех сестрах" повествование остается линейным, и канва сюжета считывается легко. Зато несравнимо больше экспериментов с формой – кажется, будто в "Чайке" Бутусов держал свою фантазию в узде, а в "Трех сестрах" отпустил ее на все четыре стороны.

Офицер Соленый с синими волосами, Ирина в колготках в сеточку, Маша с размазанной по щекам тушью, Вершинин и Кулыгин, превращающиеся в кентавра, старик-сторож, играющий рок на электрогитаре. То, что происходит в бутусовских "Трех сестрах", - не эксперимент ради эксперимента, но детально продуманный философский коллаж из сочных образов, дополненных гармоничной музыкой и безумной хореографией. В спектакле нет ничего лишнего или бессвязного - будто то "дождь" из пестрых ковров, которые в советское время висели в каждой гостиной, реплики, вырванные из контекста и повторенные несколько раз, или отождествление чеховской Маши с великим мучеником.

Театр Бутусова – это театр парадокса и абсурда, театр символов, аллегорий и метафор. Играя с классикой, режиссер выдергивает из старых и зачитанных до дыр пьес все самое важное, тонкое и живое, в разы усиливая их энергетику и заставляя смыслы перерождаться. Бутусов не ставит классических спектаклей, но и термин "современный театр", пожалуй, его работам тоже не слишком подходит. Постановки худрука Театра имени Ленсовета – это набор насыщенных образов, буря символизма, доходящего до гротеска, и, безусловно, неизменный надрыв.

Удивительно, насколько яркие визуальные символы рождает фантазия Бутусова – чего стоит один только проезжающий поезд, изображенный с помощью дымящихся сигарет и стучащих друг о друга кирпичей. А метафоричность спектакля не перестает волновать воображение еще долго после того, как артисты уходят со сцены.

Кстати, артисты - Анна Алексахина, Ольга Муравицкая и Лаура Пицхелаури, играющие трех сестер, Анна Ковальчук, исполняющая роль их невестки Наташи, Олег Андреев, воплощающий на сцене Вершинина, и другие, - безусловно, вносят огромную лепту в гармоничность постановки. В спектаклях Бутусова, конечно, много самого Бутусова, но его личность не затмевает мастерство актеров – как это происходило, например, в спектаклях великого Юрия Любимова.

Свою изюминку придает "Трем сестрам" и неизменная актуальность Чехова. Его пьесы более ста лет не сходят с театральных подмостков всего мира, без устали провоцируя самых разных режиссеров на новые эксперименты. Антона Павловича многие современники недолюбливали за отсутствие в его произведениях привычной фабулы, но где те современники...

"Я считаю, что Чехов, как и Шекспир, должен "работать". На самом деле не мы с ними что-то делаем, а они с нами делают невероятные вещи. Они нам разрешают это. Им нравится, когда с ними играют, когда их пытаются понять", - говорит Бутусов.

Интересно, впрочем, что всего пару-тройку лет назад спектакли питерского режиссера, поставленные по пьесам Чехова и Шекспира, были не так уж и популярны. Сегодня бутусовские "Три сестры" идут с аншлагами, но совсем недавно на его "Ричарде III" собиралась примерно половина зала, а с "Чайки" зрители и вовсе уходили во время первого же антракта.

Сейчас Бутусов в моде. Оно и к лучшему: если его спектакли и не вполне подходят широкому зрителю, то их успех и популярность все равно - заслуженные.



оригинальный адрес статьи