Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2015

Дети в шоколаде

Алла Шендерова | Газета «Коммерсант»

В рамках фестиваля "Золотая маска" в КЦ ЗИЛ показали новый проект, возникший по итогам работы специальной программы Института театра и Центра имени Мейерхольда. Он называется "Бэби-лаб" и включает спектакли, адресованные зрителям от полугода до трех лет. Рассказывает АЛЛА ШЕНДЕРОВА.
Раньше, в советском и перестроечном детстве, театр начинался лет с шести (елки не в счет). Требовалось парадное платье или костюм, сменная обувь и обещание вести себя хорошо, то есть сидеть тихо. Программа "Бэби-лаб" предлагает брать в театр детей любого возраста и без всякой сменки — обувь можно оставить при входе в зал, а сидеть тихо совсем не обязательно. Если на афише написано "от 0 до 3", это не значит, что более старших детей стоит оставить дома. Во всяком случае, пять из девяти включенных в программу спектаклей, которые довелось посмотреть автору этих строк, сделаны так, что каждый возраст найдет для себя чем поживиться — в прямом или в переносном смысле.

Вот, например, остроумный "Кухонный концерт" (Детский музыкальный театр им. Н. Сац, режиссер Александра Ловянникова). На небольшой эстраде выстроена почти настоящая кухня, где заправляют он и она — пара молодых артистов, извлекающих звуки из любого предмета, попутно объясняя детям, что у каждой вещи есть свой голос. Артисты стучат, кухонная утварь вздрагивает, готовясь, как оказывается, к переезду на новую квартиру. Банки с крупой и банка с кофе, гордая собой хрустальная ваза, сковородки и кастрюли всех мастей — каждый предмет звучит по-разному. Звук извлекается даже из шуршащей на коленях газеты. На тарелках и консервных банках играют марш. Дети постарше начинают отстукивать на коленках ритм, с ходу постигая, чем шум отличается от музыки, помладше — пританцовывают в такт, а зрители-дебютанты — те, что в памперсах и с соской,— норовят подползти и что-нибудь схватить.

Главное отличие спектаклей "Бэби-лаб" в том, что за это здесь не ругают, привычного разделения на зал и сцену нет, а в воздухе не висит фантомом строгий указательный палец, призывающий молча сидеть на месте. Интересно, что освобожденные от всех табу (и сопровождающих их стрессов) дети ведут себя вполне прилично, в финале с бурной радостью включаясь в импровизированный оркестр и стуча по всему, что попадется под руку.

Постигать цветовую гамму можно на спектакле "Приключения Кисточки" (театр "Мамин садик Seasons" при участии "Бэби-лаб", автор идеи Юля Великанова), где похожая на Снегурочку Кисточка сначала окружена белыми сугробами, потом их растапливает резиновое желтое солнце, потом сквозь белизну прорастают зеленые ростки, и Кисточка случайно пачкает нос краской, громко повторяя: "Зеленый!" А потом рядом с зеленью вырастает огромный красный мак. И тут, конечно, начинается массовое сползание с родительских колен и миграция в сторону мака. После цвета логично изучать форму. В спектакле "Фигуры. Квадрат + круг = любовь" (Театр драмы города Серова совместно с "Бэби-лаб", режиссер Дмитрий Уросов) круг и квадрат сначала пытались враждовать, а потом понимали, что в каждом из них часть другого. В финале на белом экране появлялся большой птенец — целиком из цветных кругов и квадратов.

"Лебединое озеро" (Центр имени Мейерхольда, режиссер Татьяна Прияткина-Вайнштейн) — это уже не столько интерактив, сколько остроумная пародия, подходящая для любого возраста. Для самых юных — театр теней, музыка Чайковского, сыгранная на ханге (особый перкуссионный инструмент). Для тех, кто старше,— Принц в свитере с белым и черным лебедем, приманивавший лебединую стаю батоном хлеба. Финал занятые в спектакле солисты театра "Балет Москва", разумеется, придумали счастливый. Так что дети в конце ринулись на сцену — пробовать себя в роли лебедей.

Лидером первого выпуска "Бэби-лаб" стал, похоже, "Шоколад" ("Первый театр", авторы Ольга и Юрий Устюговы), в котором под звуки тамтама детей и взрослых сначала угощают горячим шоколадом, а потом им же рисуют на стеклах, изображая четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. Опьянев от шоколада, дети вскакивали, пускались в пляс и, макая пальцы в стаканчики, выводили узоры на стеклах, отчего целый этаж ЗИЛа наполнился густым, бодрящим шоколадным духом.




оригинальный адрес статьи