19 апреля 2015

«Золотая Маска-2015»: сюрпризы и оправданные ожидания

Елена Смородинова | «Вечерняя Москва»

18 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в 21-й раз прошла церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Там побывал корреспондент «ВМ».

Вручение «Золотой маски» - это, конечно, всегда полный зал, всегда очередь из актеров-режиссеров-художников-критиков на входе, красивые платья и приподнятое настроение. Тем более, что «Золотая маска» - это не только праздник для театралов, самые преданные из которых практически на 2 месяца переселяются в столичные театры по вечерам, но и настоящий марафон, в который входит и обширная внеконкурсная программа.

«Золотая маска в городе», программа «Russian Case» для зарубежных продюсеров и критиков, премьеры Мариинского в Москве, новинка этого года, проект «Золотая маска» в кино – вот далеко не полный список того, что в этом году входило в словосочетание «Золотая маска». Все это финишировало церемонией, ведущими которой стали актриса Александра Урсуляк, получившая год назад «Золотую маску» за лучшую женскую роль, и молодой актер МХТ им. А.П. Чехова Александр Молочников, недавно спектаклем «19.14» дебютировавший в режиссуре. Стремительность – это, пожалуй, то, что отличало награждение в этом году: награды находили своих героев потоком, а герои едва успевали радоваться им. Кстати, по правилам, которые озвучил один из награжденных, по протоколу речь победителя должна укладываться в 30 секунд. Пожалуй, только так и можно было успеть вручить все «Маски», для поиска обладателей которых члены двух экспертных советов отсмотрели 636 спектаклей по всей России. И в итоге 54 постановки были показаны в конкурсной программе.

Не обходилось без сюрпризов. Одним из самых ярких было награждение художников. Награды вручали художники Вера Мартынова и Глеб Фильштинский.

- Художника обидеть может каждый. Мы обидим 31 художника и поощрим только шесть, - посчитали Мартынова и Фильштинский. Подсчеты, кстати, на церемонии, вообще дело непростое. Например, главный дирижер Пермского оперного театра Теодор Курентзис, влюбляющий в себя театралок самого разного возраста и отношения к опере, получая награду за лучшую работу дирижера в опере уточнил: «Это за какой спектакль-то?» Для тех, кто не в курсе: Курентзис - обладатель множества наград, среди которых есть и нескольких «Масок», был номинирован сразу за два спектакля – «Носферату» и «Королева индейцев» Пермского театра оперы и балета. Первой постановке тотально не везло, зато вторая собрала множество наград, включая приз критики и эпитет «великий спектакль» от известного театрального критика Марины Давыдовой.

Но если в шансах Курентзиса не сомневался никто, то были герои вечера, которые шли на церемонию без особенных надежд, а награда из простой – диплома номинанта - вдруг становилась золотой. Например, Ксения Орлова, молодая актриса, сыгравшая в малоизвестном широкой публике спектакле Клима «Возмездие 12» московского Центра драматургии и режиссуры. Те, кто видел эту работу, говорили однозначно: это актерский подвиг. На протяжении (!) пяти часов Ксения в одиночку, без какой-либо поддержки, пропевает две поэмы Блока – «Возмездие» и «12». Не все зрители выдерживают это, в отличие от маленькой хрупкой Ксюши. Подвиги надо награждать – это очевидно. Но среди тех, с кем сражалась Ксения Орлова, для которой «Возмездие 12» - первая большая роль в театре - Алиса Фрейндлих, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Виктория Исакова. От радости у обладательницы лучшей женской роли в драме просто не нашлось слов.

Целый день уверял себя, что награда вообще не главное, и Игорь Миркурбанов, Федор Карамазов в «Карамазовых» Константина Богомолова, одной из самых аншлаговых постановок МХТ им. А.П. Чехова. А оказалось, что слова нужно было подбирать другие - для выражения радости: Игорь Миркурбанов получил приз за лучшую мужскую роль.

А обладатели призов за лучший спектакль в драме, актеры петербургского МДТ-Театра Европы, сыгравшие в «Вишневом саде» Льва Додина, и вовсе радовались званию лучшего спектакля большой формы с гастролей. Как и Юрий Бутусов, ставший лучшим режиссером драмы и тоже не сумевший получить приз лично. Вот такая вот эта непредсказуемая особа, «Маска золотая».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мария Ревякина, генеральный директор премии и фестиваля «Золотая маска»

- Конечно, главное назначение фестиваля – это объединение, собирание, постоянная актуализация большого театрального пространства России. Подчас эта задача кажется утопической, очень уж все разные. Но, наверное, это разнообразие и непохожесть – самые необходимые условия для творчества. За спорами и противоречиями стоят поиск и преданность творцов своему делу. У Хемингуэя есть потрясающая фраза: «Писать, на самом деле, очень просто. Ты садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью». Это актуально для любого творчества, но для театрального – особенно, тем более, в сегодняшнее непростое время. Ведь всю историю человечества и общества театр был тем зеркалом, где человек отражался. Не только со своими пороками и недостатками, но и со всем своим потенциалом. Театр как будто бы все время говорил и говорит обществу: каждый несовершенен, но у тебя есть возможность стать умнее, сложнее, терпимей и добрее. Конечно, в театре никогда нет готовых рецептов для решения проблем, которые возникают в обществе. Но театр все-таки заостряет их восприятие, показывает альтернативу, стимулирует дискуссию и осмысление в идеальном варианте всех этих проблем, без судебных разбирательств, без табу и без погромов.

Лауреаты 21-й премии «Золотая маска»

Драма

Лучший спектакль большой формы – «Вишневый сад», Лев Додин, МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург
Лучший спектакль малой формы – «Жизнь за царя», «Театро Ди Капуа», Джулиано Ди Капуа, Санкт-Петербург
Лучший режиссер – Юрий Бутусов, «Три сестры», Театр Ленсовета, Санкт-Петербург
Лучшая женская роль – Ксения Орлова, «Возмездие 12», ЦДР, Москва
Лучшая мужская роль - Игорь Миркурбанов. «Карамазовы», МХТ им. А.П. Чехова, Москва
Лучшая роль второго плана - Геннадий Богачев, Поросенок, который стал человеком, «Алиса», БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург

Куклы Лучший спектакль театра кукол – «Куккафе «У Шекспира», Театр «Тень, «Москва»
Лучший режиссер театра кукол – Евгений Ибрагимов, «Когда я снова стану маленьким», - БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург, Творческое объединение «Культпросвет», Москва
Лучшая работа художника – Мария Трегубова, «Алиса», БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург
Лучшая работа художника театра кукол – Эмиль Капелюш, Наталья Мишина, «Когда я снова стану маленьким», БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург, Творческое объединение «Культпросвет», Москва
Конкурс «Эксперимент» - «Петр и Феврония Муромские, Театр «Практика», Москва

Оперетта-мюзикл

Лучший режиссер - Владимир Панков, «Машина», Гоголь-центр, Москва Лучший спектакль - «Чаплин», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

Балет–современный танец

Лучшая женская роль - Екатерина Крысанова, «Укрощение строптивой», Большой театр, Москва
Лучшая мужская роль - Владислав Лантратов, «Укрощение строптивой», Большой театр, Москва
Лучший спектакль современного танца – «Экспонат/ Пробуждение», Александринский театр, Санкт-Петербург
Лучший балет - «Укрощение строптивой», Большой театр, Москва

Опера

Лучшая женская роль - Надежда Кучер, «Королева индейцев», Театр оперы и балета, Пермь
Лучшая мужская роль - Дмитрий Белосельский, «Дон Карлос», Большой театр, Москва
Лучший режиссер - Питер Селларс, «Королева индейцев», Театр оперы и балета, Пермь
Лучший дирижер - Теодор Курентзис, «Королева индейцев», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Лучший спектакль - «Королева индейцев», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь



оригинальный адрес статьи

Пресса