Театральная компания ЗМ

Пресса

7 апреля 2008

Наше ухо - ваше горло

Глеб Ситковский | Газета

В Москве идет «Золотая маска», и это означает, что можно скопом увидеть все мало-мальски значительное из того, что случилось на российской сцене в прошлом сезоне. Программа драматического театра, как всегда, неровная, и кое-какие спектакли попали на фестиваль то ли по недоразумению, то ли в силу общей скудости театрального пейзажа - выбирать особо не из чего. Однако если не вдаваться в подробности, «Золотая маска» - это все-таки удобный случай обозреть лучшие театральные постановки.

Есть сильные режиссерские работы, да и вообще много хороших актеров в Москву съехалось. Вот только одна закавыка наблюдается. В этом году почему-то сразу на нескольких фестивальных представлениях у публики словно заложило уши. Зрители напряженно наклонялись вперед, чтобы расслышать актерскую речь, и шепотом переспрашивали друг у друга: «Что? Что он сказал?»

Может быть, это виноват грипп? Последствия, так сказать, зимней эпидемии, пагубно сказавшиеся на слухе москвичей? Неужто мы все дружно оглохли? Надо, конечно, спросить у Онищенко, но все-таки в такую вероятность верится слабо. Однако факт есть факт: и на петербургском «Живом трупе», и на нижегородских «Последних», и на пермском «Сиротливом Западе» хотелось выкрикнуть из зала: «Говорите громче! Не слышно». Надо сказать, кое-кто из зрителей действительно не выдерживал и именно таким вот бесцеремонным образом налаживал обратную связь со сценой. Так что это никакая не эпидемия гриппа виновата, а эпидемия плохой дикции, распространившаяся на Петербург, на Нижний Новгород, на Пермь... Прямо-таки пандемия.

Все мы знаем, что такое плохой спектакль. Это когда актеры безбожно кричат со сцены, рвут страсти в клочья, демонстрируя бешеный темперамент. Порой ведь хочется и уши зажать. Исходя из этого знания о верных признаках плохого спектакля, можно бы выстроить следующий силлогизм: хороший спектакль - это тот, на котором ничего не слышно. Ведь главное - чтобы актер талантливый был, а уж что он там говорит, не так важно. Всегда можно угадать общий смысл любого монолога, да и, в конце концов, зритель может навостриться читать по губам - в жизни всякое умение пригодится. И раз уж фестиваль «Золотая маска» - это собрание лучших спектаклей, то надо смиряться с некоторыми звуковыми неудобствами. Привыкайте, так сказать, к хорошему.

Шутки шутками, но проблемы с дикцией - это, к сожалению, явление почти повальное в нашем театре. За последние десятилетия эталоны сценической речи сильно опростились, тесно сомкнулись с бытовыми разговорными нормами. Когда-то актеры старой школы пренебрежительно называли новый театр «бормотальным реализмом», не сомневаясь в том, что это поветрие скоро пройдет. Говорить со сцены человеческим голосом казалось почти неприличным, а сейчас все наоборот: услышав со сцены велеречивую декламацию, вы иронически поморщитесь: это дурной вкус. Сценическая речь в сегодняшнем театре стала делом второстепенным, и поэтому зрительскому уху все чаще приходится иметь дело с нетренированными актерскими связками. Конечно, в ситуации фестиваля следует принимать в расчет и фактор чужой площадки: актеры, рассчитывая на иное пространство, могли просто не суметь перестроиться. Но, в конце концов, это ведь их проблемы, правда? А нам просто нужно, чтобы было слышно, и все тут.


оригинальный адрес статьи