Театральная компания ЗМ

Пресса

24 апреля 2015

У «Золотой Маски» свои серкеты

Любовь Лебедина | Газета «Трибуна»


В течение 20 лет к ежегодному театральному фестивалю "Золотая маска" в Москве настолько привыкли, что, казалось бы, каких-то сногсшибательных открытий не предвидится. Разве только дадут премию тому, кто по большому счету ее не заслуживает, и разговоров по этому "криминальному" поводу на целый год. Потом о маленьком недоразумении забудут, а тем временем спорный художественный "продукт" будет разъезжать по городам и весям (конечно, не бесплатно), вызывая зависть у губернаторов, мечтающих иметь у себя в городе "Маску" Олега Шейнциса. Потешить самолюбие начальников – оно всегда выгодно для провинциальных артистов, гляди, и денежку подбросят, не говоря о том, что встать вместе со столичными деятелями на одной сцене во время закрытия 21-го фестиваля оно и почетно, и памятно, и надежду дает – мол, и мы не лыком шиты.

Только, увы, такие чудеса встречаются крайне редко, за исключением тех оперных великанов, которые давно проложили тропинку к загадочному сердцу итальянской маски с помощью известных дирижеров и режиссеров. В год 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского Гран-при вручили волшебному спектаклю "Королева индейцев" Пермского театра оперы и балета его имени под руководством дирижера Теодора Курентзиса. Ликуй город Пермь!

Но тут же на первый план вышел со своими несметными богатствами Большой театр и обскакал провинциальных соперников, получив Гран-при за балетную версию "Укрощение строптивой", где главные партии танцевали Елена Крысанова и Владислав Лантрапов, также награжденные "Золотыми масками".

Особое напряжение чувствовалось во время подведения итогов драматических спектаклей – большой и малой формы. И здесь председатель жюри профессор Анатолий Смелянский внес свою дипломатическую лепту при распределении наград среди конкурсантов. Неожиданно для всех, такие бесспорно талантливые постановки, как моноспектакль "Гамлет" Робера Лепажа с участием Евгения Миронова, смешные и трогательные "Записки покойника" по Булгакову Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача, а также два спектакля талантливого и провокационного Константина Богомолова "Гаргантюа и Пантагрюэль" и "Карамазовы" оказались на запасных скамейках под предлогом, что они и так много получали. Но если получали, то зачем их включать в афишу "Золотой маски-21"? Разве только ради дорогих билетов… Тем не менее члены жюри не могли пройти мимо новой звезды на театральном небосклоне Игоре Миркурбанове, который во время торжественного закрытия благодарил жюри, МХТ, Олега Табакова, что ему посчастливилось сыграть Федора Карамазова и таким образом получить национальную премию.

Лучшим режиссером в драме стал питерский Юрий Бутусов, поставивший в Театре имени Ленсовета "Три сестры" Чехова, которые идут более четырех часов. Что ничуть не смущает и не коробит зрителей, с увлечением разгадывающих режиссерские ребусы Бутусова, сочинившего трагикомический фарс о людях, которые хотели, но не смогли, мечтая жизнь переписать набело. Наверное, этому спектаклю дали бы и Гран-при, если бы в распределение наград не вмешался Малый драматический театр из Петербурга под руководством Льва Додина с удивительно щемящим и трогательным "Вишневым садом" Чехова, где замечательная троица: Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский демонстрируют высший пилотаж актерского мастерства. Видно, жюри и тут посчитало, коль мастеров переплюнуть нельзя, то давайте дадим дорогу начинающим, к тому же Центр драматургии и режиссеры последнее время незаслуженно находятся где-то на обочине, и приз за лучшую женскую роль вручило Ксении Орловой в спектакле "Возмездие 12". Ну и уж совсем неожиданный кульбит совершили члены жюри при выборе лучшего драматического спектакля малой формы, отдав призовое место спектаклю "Жизнь за царя" "Театро Ди Капуа" опять же из Петербурга. Давно живущего в городе на Неве итальянца Джулиано Капуа считают чем-то вроде местной достопримечательности и всерьез не воспринимают, разве только как горячего эксцентричного парня. Наверное, южный темперамент и сыграл главную роль в присуждении ему русской "Маски". Но что заслуживает особого внимания при подведении итогов национального фестиваля, так это премия "За честь и достоинство в искусстве". Как правило, она дается деятелям сцены не от места их проживания, а от количества лет, отданных ее величеству Мельпомене. И здесь конкурс отсутствует, ибо они все достойны признания и благодарности. Это народные артисты СССР – Майя Плисецкая и Армен Джигарханян, худрук Моссовета Павел Хомский, актриса Зоя Виноградова (Санкт-Петербург), актриса Ольга Седлецкая (Магадан), худрук театра "Буфф" Исаак Штокбант, режиссер Валерий Яковлев (Чувашия). Сколько бы им не было лет: 90 или 80, все они служили во имя русского театра, который приглянулся даже немецкому режиссеру Петеру Штайну, тоже награжденному этой премией и считающего себя одним из первопроходцев русской культуры и литературы в Европе.



оригинальный адрес статьи