Театральная компания ЗМ

Пресса

7 апреля 2008

Жуть по-ирландски

Глеб Ситковский | Газета

Постановка пермского режиссера Сергея Федотова «Сиротливый Запад» - это лишь часть его трилогии по пьесам ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Первые два спектакля из этого цикла - «Череп из Коннемары» и «Красавица из Линэна» - были выпущены еще два года назад и не попали на «Золотую маску» 2007 года лишь по недосмотру экспертного совета. В этом году допущенную в отношении пермяков несправедливость удалось частично исправить.
Ирландца Мартина Макдонаха частенько называют наследником его земляка Джорджа Миллингтона Синга, который жил и писал век назад. И, хотя любое сравнение хромает, как раз в «Сиротливом Западе» Макдонах впрямую апеллирует к Сингу, намекая на это даже названием пьесы. Ведь одно из самых известных произведений ирландского классика, написанное в 1907 году, называется «The Playboy of the Western World», а в русском переводе или просто «Герой», или «Удалой молодец - гордость Запада». Про парнишку, который убил своего отца и благодаря этому чрезвычайно прославился среди обитателей соседней деревни. Про храброго сиротинушку, которого все считают героем.

Два брата из пьесы Мартина Макдонаха, следуя славным традициям предков, осиротели примерно таким же способом. Батя слишком уж насмехался над прической своего старшего сына, за что и получил пулю в лоб. А что? Пускай не дразнится. Орудие этого убийства, видавшее виды охотничье ружье, с самого начала спектакля присутствует на сцене, вызывая мрачные предчувствия. Ведь все мы знаем, что случается в финале с ружьем, которое висит на стене. Рядом, впрочем, чего только не понавешано. Например, католическое распятие. Нет ли какой-нибудь театральной приметы, связанной с распятием, и не сойдет ли Христос с креста в финале, если повесить такую штуку в нужном месте? «Дудки», - говорит нам Мартин Макдонах. Ведь Запад-то - сиротливый: он сам когда-то выстрелил из ружья в Отца своего небесного, и теперь его осиротевшим обитателям приходится справляться в одиночку, не полагаясь на подмогу.

Если что и можно поставить в вину Макдонаху, так это излишнюю притчевую прямолинейность «Сиротливого Запада», которая, впрочем, компенсируется юмором. Режиссер Сергей Федотов с библейской назидательностью, к счастью, не переборщил. У театра «У Моста» получилась камерная история о двух великовозрастных братьях-остолопах, которые хотя и любят друг друга, но ссорятся и делают пакости сами себе - совсем как в жизни. Ну и финал сами понимаете какой: младший в очередной раз вспылит по пустяку и пристрелит старшего. Семейная традиция у них такая. Дело житейское - бытовуха, какой пруд пруди в любой криминальной хронике.

Режиссер театра «У Моста» сумел доказать, что бытовое - это не обязательно скучное. В его спектакле все совсем по-настоящему: и запах ирландского виски, и даже едкий дым, идущий из простреленной газовой плиты. Мутузят братцы друг друга тоже самозабвенно, себя не жалея, а иногда достается и священнику, отцу Уэлшу, который лезет их разнимать. Мрачное и серьезное в спектакле пермяков преотлично уживается с забавным, и этот с трудом достигнутый баланс - пожалуй, главное, что удалось Сергею Федотову.



оригинальный адрес статьи