Театральная компания ЗМ

Пресса

22 мая 2015

«Золотая Маска» в Латвии» объявила осеннюю юбилейную программу

Ольга Павук | Интернет-портал Baltic-course.com

21 мая в театре «Дайлес» прошла пресс-конференция, посвященная главному театральному событию осени-2015: десятому, юбилейному фестивалю «Золотая Маска в Латвии». Продажа билетов на спектакли фестиваля началась.

О том, какие спектакли увидят зрители Риги, Вентспилса и Лиепаи, а также об обширной сопутствующей программе представителям средств массовой информации рассказывали:

Юлия Лочмеле
— руководитель фестиваля «Золотая Маска в Латвии»;

Янис Силиньш
— профессор Латвийской академии культуры;

Дина Годер
— театральный критик (Москва);

Хербертс Лаукштейнс — член правления Лиепайского театра;

Андрис Витолс
— директор театра «Дайлес»

представители генеральных партеров фестиваля — Банка «Риетуму» (Сергей Гродников) и ПАО «Северсталь» (Ольга Нестерова).


Юлия Лочмеле, руководитель фестиваля «Золотая Маска в Латвии» рассказала историю фестиваля:



- Первый фестиваль «Золотая Маска в Латвии» состоялся в ноябре 2006 года. За десять лет в Риге, Лиепае и Вентспилсе состоялось более 90 спектаклей от 30 лучших драматических и музыкальных театров России. Десятки мастер-классов и творческих встреч с выдающимися режиссерами, сценографами и актерами. Выставки, художественные акции и благотворительные проекты. Появление латвийских театров и визиты латвийских экспертов на фестиваль «Золотая Маска» в Москве. Налаживание тесных профессиональных контактов между мастерами обеих стран. Всем этим «Золотая Маска в Латвии» занимается последовательно и целенаправленно. Вклад фестиваля в укрепление и расширение культурных связей Латвии и России неоспорим и чрезвычайно велик!



Юбилейная афиша отражает весь спектр того, чем фестиваль радовал публику, начиная с 2006 года. Здесь нашлось место и лучшим образцам современной хореографии, и легендарным постановкам, навсегда вписанным в историю драматического искусства России, и работам молодых — тех, за кем будущее, и беспрецедентному авторскому театру — театру Дмитрия Крымова, который прекрасно известен на Востоке и Западе, но пока еще не знаком нашим зрителям. Впрочем, фестивалю «Золотая Маска в Латвии» не впервой выступать в качестве первооткрывателя.



Янис Силиньш, профессор Латвийской академии культуры настоятельно рекомендовал посетить Выставочный центр «Кипсала», где на специально сооруженной площадке будет показан спектакль «О-й. Поздняя любовь» Театра «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова ( Москва). «Я бы в этот день закрыл все другие театры и всем режиссерам и актерам предложил посмотреть этот замечательный спектакль», — сказал профессор.




Дина Годер, театральный критик (Москва), говорила о русском театре, находящимся в ожидании того, что «дверка закроется» — момент хороший для развития, много молодых режиссеров и актеров. Критик предложила посмотреть спектакль в Лиепайском театре «Шведская спичка» в постановке Государственного Театра Наций (Москва): «Из тех спектаклей, куда можно пригласить всю семью — от подростков до бабушек».


Сергей Гродников из банка Rietumu (постоянного генерального партнера фестиваля) подчеркнул, что искусство помогает взаимодействию между людьми даже тогда, когда отношения между странами складываются непросто. Заметив, что для проведения «Золотой маски» в Риге очень важна поддержка средств массовой информации.



Ольга Нестерова, представитель ПАО Северсталь, второго генерального партнера фестиваля, поздравила с тем, что уже 10 лет все мы можем посещать хороший русский театр.



В пресс-конференции также принимали участие Хербертс Лаукштейнс, член правления Лиепайского театра и Андрис Витолс, директор театра «Дайлес».


Программа фестиваля


13 октября в 19.00 в Латвийской Национальной опере — Вечер однактных балетов Иржи Килиана, Московский Академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.



«Маленькая смерть». «Шесть танцев»: премия «Золотая Маска» 2011 года в категории «Лучший спектакль в балете». Номинации на премию «Золотая Маска» 2011 года в категориях «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль».

«Бессонница»: номинация на премию «Золотая Маска» 2014 года в категории «Лучший спектакль в балете».

«Восковые крылья»: номинации на премию «Золотая Маска» 2015 года в категориях «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль».



Вечер однактных балетов Иржи Килиана появился в МАМТе не сразу и не вдруг. В 1998 году величайший из чешских хореографов, «танцевальный Пикассо», создавший свой собственный, неповторимый пластический язык, провел в театре мастер-класс. Но лишь через десяток с лишним лет балетной труппе удалось заполучить в репертуар «Маленькую смерть» и «Шесть танцев» Килиана. Опыт сотрудничества с обладателем премий Лоуренса Оливье, Вацлава Нижинского и Benois de la dance оказался в высшей степени успешным. Это позволило МАМТу в последующие четыре года расширить линейку килиановских постановок и собрать из них большой красочный спектакль, не имеющий аналогов в России. Он дает полное представление о почерке знаменитого балетмейстера, который, по словам Рудольфа Нуреева, «превращает метафоры в движения».



14-15 октября в 19.00 в театре «Дайлес» и 17 октября в 18.00 в Театральном доме Jūras vārti (Вентспилс) — «Волки и овцы», Театр «Мастерская П. Н. Фоменко», Москва.



На вопрос о том, в чем загадка долгой и счастливой жизни этого удивительного спектакля, Полина Кутепова и Галина Тюнина, не сговариваясь, ответили: «Это судьба». Судьбе было угодно, чтобы на курсе Петра Наумовича Фоменко собрались идеальные актеры для комедии Островского «Волки и овцы». Судьба сделала им подарок, позволив после учебы остаться вместе и показать свои работы всему миру. Судьба не смогла уберечь от потерь — горевать по своему великому учителю, а еще по ушедшему в самом расцвете лет Юрию Степанову (игравшему в «Волках и овцах» Лыняева), «Мастерская» будет всегда. Но запас жизненных сил спектакля «Волки и овцы» не иссяк. Постановка эта по-прежнему искрится юмором, восхищает изобретательностью мизансцен и абсолютной естественностью исполнителей.



16 октября в 19.00 в театре «Дайлес» и 18 октября в 19.00 в Лиепайском театре — «Шведская спичка», Государственный Театр Наций, Москва.



«Шведская спичка»: Номинации на Премию «Золотая Маска» 2009 года — Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая мужская роль» (Евгений Ткачук).



Курс Олега Кудряшова в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) знали в Белокаменной все, кто интересуется сценой. По окончанию учебы никто не дал ребятам и их педагогу, воспитавшему немало звезд, помещения и денег для создания собственной труппы. К счастью, Евгений Миронов, к тому моменту возглавивший Театр Наций, взял молодых коллег под свое крыло. Сначала в афишу вошли их дипломные «Снегири», а затем и «Шведская спичка», которую «кудряши» репетировали вместе со студентом-режисером Никитой Гриншпуном друг у друга по квартирам. Юмористические рассказы Чехова «Супруга» и «Шведская спичка» усилиями задорной и талантливой команды превратились в детективный фарс. Этот, на редкость жизнерадостный музыкальный спектакль, очень полюбился избалованной московской публике. Изначально среди актеров не было медийных лиц, но за это время имена Юлия Пересильд (главные роли в спектаклях Театра Наций «Figaro...», «Рассказы Шукшина», «Фрекен жюли», блистательная работа в фильме «Битва за Севастополь) и, Евгений Ткачук («Калигула», «Стеклянный зверинец», роль Мишки Япончика в сериале «Однажды в Одессе») стали всеми узнаваемы и любимы.



21-22 октября в 20.00 в Международном выставочном центре «Кипсала» — «О-й. Поздняя любовь», Театр «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова, Москва.



«О-й. Поздняя любовь»: Участник программы «Russian Case» Фестиваля «Золотая Маска» 2015 года.



23 октября в 20.00 в Международном выставочном центре «Кипсала» — «Сэр Вантес. Донкий Хот», Театр «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова, Москва.



«Сэр Вантес. Донкий Хот»: Номинация на Премию «Золотая Маска» 2007 года − «Лучший спектакль-новация».



10 лет назад театральная Москва увидела «Недосказки», первый спектакль Дмитрия Крымова и его студентов, ахнула и, конечно же, стала искать, с чем бы его сравнить. Не нашла! А после второго потрясения — «Донкого Хота» — удостоверилась: искать ничего и не надо. Это авторский, неповторимый, ручной работы театр Крымова, сына великого режиссера Анатолия Эфроса и прославленного критика Натальи Крымовой. Театр художника, оформившего множество спектаклей отца и после его смерти удалившегося в мастерскую, как в монастырь. Возвращение было триумфальным. Набрав собственный курс в ГИТИСе, Дмитрий заразил юных сценографов желанием рассказывать волшебные истории, не прибегая к словам. Актеры появились в его постановках значительно позже, когда Крымов начал браться и за вполне «разговорные» пьесы (скажем, в основе «О-й. Поздняя любовь» лежит комедия Островского). Нет такого литературного материала, который в руках этого самобытнейшего режиссера не обогатился бы дополнительными смыслам и плотным визуальным текстом, игрой образов, метафор и фактур. Остается лишь позавидовать тем зрителям, которые своими глазами увидят это уникальное явление — театр Крымова.



Фестиваль проходит при неизменной поддержке Министерства культуры Латвии, Министерства культуры России, Союза театральных деятелей России, Рижской думы, Лиепайской думы, Вентспилской думы и Фонда Культурного капитала.



оригинальный адрес статьи