Театральная компания ЗМ

Пресса

3 июня 2015

«Золотая Маска» глазами руководителей театров регионов

Блог Петербургского театрального журнала


Споры о том, насколько эффективно работает Национальная театральная премия «Золотая Маска», отражает ли она картину российской театральной жизни за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и нужна ли ей реорганизация, не умолкают. Предлагаем вашему вниманию несколько мнений руководителей театров регионов на этот счет.



Татьяна Людмилина,

председатель Ассоциации руководителей драматических театров Сибири,

генеральный директор Новосибирской государственной филармонии,

заслуженный работник культуры РФ

Премия «Золотая маска» как главный культурный ориентир в деятельности театров России


Любому творческому направлению, театру или театральному деятелю нужна оценка не только зрителя, но и профессионального сообщества. На протяжении 21 года «Золотая Маска» занимается как раз этим. Премия дает нам профессиональный взгляд и оценки на современный театр, которые определяют общие тенденции в этой сфере искусств, дают возможность составить условную «театральную карту» России.

Театральные спектакли по своей природе субъективны и дискуссионны. Режиссерское решение, вписанность в контекст, сценография, «единая волна» спектакля — обо всех этих аспектах можно вести многочасовые споры. И не всякий спектакль, высоко оцененный зрителем, достоин высокой оценки профессионалов, равно как и наоборот.

Соотношение мнений экспертного совета и окончательного решения жюри — самый горячий вопрос в контексте разговоров о премии. Ни для кого не секрет, что часто эти мнения не совпадают. Именно на этом этапе в высшей степени проявляется субъективная сторона творчества. Но когда спектакль состоятелен и безупречен в своем решении — любой совет поставит ему высокую оценку.

Мне кажется, что дискуссии вокруг премии «Золотая Маска» беспочвенны и, скорее, от лукавого. Создать сейчас какой-то параллельный проект или запустить новый — неправильно. Уже много чего разрушено, упразднено, многое мы вернули назад. «Золотая Маска» в своем предназначении выполняет свои функции.

Премия и фестиваль «Золотая Маска» созданы Всероссийским театральным обществом (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации) как негосударственная общественная премия, и очень важно сохранить этот статус, вести многовекторные дискуссии между организациями, имеющими к ней отношение, и не оставлять в адресатах исключительно дирекцию «Золотой Маски». По большому счету, премия «Золотая Маска» воплощает в жизнь решения экспертного совета. Фестивалю делегированы полномочия по организационным вопросам, что реализуется на высочайшем уровне и выше всяких похвал. Однако сегодня, на волне всеобщей демократизации во всех сферах искусства, каждый высказывает свою точку зрения, считая ее аксиомой. На мой взгляд, это неверно.

В России сегодня чрезвычайно остро стоит проблема профессиональной театральной критики, потому что вне Москвы спектакли, по большому счету, оценивают журналисты, а не профессионалы. К сожалению, критики — выпускники вузов находят себе иное применение в жизни, нежели работа в культурных отделах журналов и газет. От этой ситуации становится горько.

Ценно то, что «Золотая Маска» расширила свои программы и вышла на новый уровень — просветительский. Так, в рамках проекта «„Золотая Маска“ в кино» работы номинантов премии транслировались на больших экранах. Внеконкурсная программа «Маска Плюс» дала возможность заявить о себе спектаклям, которые не вошли в основной конкурс, но оказались максимально близкими к финалу, программа «Контекст» знакомит зрителей с лучшими зарубежными постановками. Благодаря премии мы увидели спектакли и лучших негосударственных театров России. Это далеко не все проекты «Золотой Маски». Такой разносторонний подход к делу вызывает профессиональное уважение.

Важнейшим моментом является показ на столичных сценах спектаклей театров не из Москвы и Санкт-Петербурга. Да, это адаптированные спектакли, но это показ в Москве! Это возможность для нестоличных театров быть увиденными и оцененными лучшими театральными экспертами России.

Если говорить о структуре премии, то в данный момент она оптимальна — придумывать новые номинации нет смысла. Другое дело, что спектакли, представляемые на стационарных площадках, должны, на мой взгляд, стоять в программе отдельно от спектаклей, показываемых в выбранных, приспособленных условиях, поскольку это совершенно разные вещи и абсолютно иные подходы.

Да, возможно не все получается, но мое глубочайшее убеждение, что премия «Золотая Маска» просто обязана жить и совершенствоваться в контексте развития современного театра России.



Андрей Геннадьевич Шишкин,

директор Екатеринбургского театра оперы и балета

«Золотая Маска», безусловно, самый престижный и единственный в своем роде российский театральный конкурс, представляющий панораму мейнстрима российских театральных лидеров — своего рода «лакмус» уровня развития театральной жизни в России.

«Золотая Маска» на сегодняшний день — единственный наградной механизм, столь значимый и авторитетный не только в пределах Российской Федерации, но и за рубежом. Свидетельство тому — личный гастрольный опыт, который показал, что звание лауреата премии «Золотая Маска» зачастую является решающим фактором при выборе спектакля иностранными импресарио, что подтверждает значимость премии для мирового сообщества.

Что особенно ценно в этом проекте — тот стимул, который позволяет заявить о себе не только ведущим столичным театрам страны, но и периферийным, расширить зрительскую аудиторию. Лично для нас — это возможность выйти за рамки Уральского региона и показать широкой публике нашу творческую работу, а полученные награды — доказательство, что мы на верном пути творческих поисков.

Наш театр достаточно отдален от столичных центров, где сосредоточены федеральные критики и ведущие эксперты. Мы благодарны институту «Маски» за делегирование к нам членов экспертного совета, которые в последнее время проявляют особый интерес к нашим постановкам, что действительно значимо для театра. Также выезды на гастроли позволяют московским критикам познакомиться с нашей творческой деятельностью и осветить это в федеральных изданиях.

42 номинации на премию и 9 «Масок» свидетельствуют о росте мастерства и профессионализма коллектива театра. Это стимул для артистов: благодаря премии имена наших солистов — Елены Воробьевой, Ильгама Валиева, Александра Краснова и других — зазвучали на федеральном уровне, а может быть и шире. Это стимул для постановщиков спектаклей, влияющий на формирование художника: уже не первый год мы особенно гордимся достижениями нашего художественного руководителя балета Вячеслава Самодурова. По его словам, получить «Маску» — это счастье и отличный стимул к тому, чтобы сделать что-то новое и необычное.

«Золотая Маска» — живой организм, имеющий и свои недостатки, что неизбежно в рамках такого масштабного проекта. Несмотря на все трудности, мы заинтересованы принимать участие в фестивале, так как объективно оцениваем значимость этой премии. Театр нацелен на создание новых, амбициозных проектов, и мы хотим показывать спектакли не только екатеринбургской публике, но и столичной.



Елена Ларионова,


директор Петрозаводского музыкального театра

«Золотая Маска» для нас — это, в первую очередь, несомненное свидетельство единого театрального пространства, частью которого мы себя ощущаем. «Маска» работает круглогодично, и мы постоянно чувствуем внимание экспертов. Подведение итогов работы экспертного совета представляет нам определенный срез ежегодного творческого состояния музыкальных театров страны. Конечно, в экспертных оценках есть много субъективного, но, мне кажется, этого невозможно избежать в нашей сфере. Причем работа экспертного совета, мне кажется, объективней той картины, которую дают театральные журналы, поскольку в журналах инициаторами и авторами материалов чаще всего являются сами театры. В моей практике был случай, когда театр сам не мог оценить свой спектакль как творческий прорыв, но «Маска» проявила к спектаклю внимание по своей инициативе (кто-то где то увидел, сказал, что стоит посмотреть и т. д.), и в итоге у актрисы — «Золотая Маска», спектакль живет уже 10 лет и участвует в международных и российских фестивалях.

Наш театр является многолетним партнером премии по проекту «„Золотая Маска“ представляет лучшие спектакли в Петрозаводске», в этом году будем проводить этот фестиваль в третий раз. Это уникальная возможность привезти в республику действительно выдающиеся спектакли известных режиссеров и наряду с ними в общей афише показать и свои «золотомасочные» постановки, после чего наш зритель получает более полное впечатление о современном состоянии российского театра, начинает по другому ценить нас (а как же, если мы в одной афише с Табаковым и Фоменко!). И руководство республики начинает видеть в своей культуре не просто учреждения по оказанию услуг, а уникальные творческие театральные коллективы. Причем «Маска» в этих проектах не допускает никакой «халтуры» — требовательность как в подборе спектаклей, так и в способности принимающей стороны обеспечить профессиональный уровень проведения очень высока.

Еще одна важная сторона: обучающие семинары по театральному менеджменту, которые «Маска» проводит в рамках своего фестиваля. Для нас сегодня это единственная возможность поучиться, обменяться опытом с коллегами, проанализировать свою работу со зрителем. Семинары проходят на очень хорошем профессиональном уровне, всегда с большой пользой для провинциального театра. Кстати, замечу, что менеджмент региональных театров зачастую на порядок выше, чем московских, ведь работать приходится в условиях очень ограниченных ресурсов (деньги, кадры, конечная зрительская аудитория и прочее). Нам важнее познакомиться с опытом своих коллег из Перми и Екатеринбурга, и эту возможность «Маска» дает нам регулярно.

«Маска» в регионах решает массу полезных задач, запускает, если так можно сказать, «творческие лифты» для театров, артистов, режиссеров, художников и других участников постановочного процесса. Они получают профессиональную известность, публичное признание и новые творческие предложения. Могу назвать как минимум три фамилии из моего директорского опыта, когда у молодых людей сложились творческие судьбы после внимания, оказанного «Маской».

На мой взгляд, «Золотая Маска» сегодня — уникальная структура, могу еще много чего хорошего добавить к вышесказанному. А ругают «Маску», как правило, те, кто никогда с ней не работал, чьи спектакли не вызывают интереса у экспертного совета, и кто, мне кажется, часто путает зрительский интерес с реальной творческой удачей.



Н. А. Никонорова,


директор Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова

Я. В. Андронов,

заместитель директора Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова по маркетингу

А. М. Карвалейру,

заместитель директора Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова по проектной работе

В современном театральном мире существует великое множество спектаклей. К сожалению, далеко не все соответствуют принципам, которые сегодня должен транслировать Театр. Необходим инструмент, который может выделить в общей массе по-настоящему ценный продукт.

Спектакли, отбираемые «Золотой Маской» в конкурсную программу, воспринимаются театрами как некий ориентир, на который необходимо равняться. Грамотно определенные номинации помогают театрам понять и осмыслить новые тенденции в режиссуре, сценографии, музыкальном оформлении спектаклей. Просмотрев конкурсный лист фестиваля, понимаешь, в каком направлении необходимо развиваться театру.

Фестиваль «Золотая Маска» и вся его команда во главе с Марией Ревякиной являются своеобразным «методическим центром» для театров. Благодаря реализации проекта «Лучшие спектакли „Золотой Маски“ в Ульяновске» Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова значительно расширил партнерские связи с российскими и международными театрами.

Проект способствует развитию театрального процесса в Ульяновской области и знакомству зрителей с выдающимися постановками, признанными во всем мире. За время реализации проекта ведущие театры России — Малый драматический театр — Театр Европы, Театр Наций, Московский ТЮЗ, РАМТ, Мастерская П. Фоменко — стали постоянными партнерами Ульяновской области.

Спектакли фестиваля «Золотая Маска» ежегодно собирают в залах театра тысячи зрителей и получают самое широкое освещение в СМИ: сотни публикаций в печатных изданиях и телевизионных сюжетов и репортажей, в том числе и в федеральных изданиях. Сам фестиваль на территории Ульяновской области является для работников театров региона своеобразным мастер-классом ведущих театральных режиссеров, сценографов, выдающихся актеров.

Существует мнение, что все, связанное с творчеством, в той или иной степени может быть дезорганизовано, не точно, не важно и т. д. Менеджмент «Золотой Маски» доказывает обратное. Оказывается, в современном менеджменте культуры можно применять передовые технологии.

На сегодняшний день организационный комитет «Золотой Маски» направляет в регионы высококвалифицированную менеджерскую команду и кураторов проекта, что помогает работе администраторов на местах. На высоком уровне организована работа по информационному сопровождению и пиару проекта.

Команда «Золотой Маски» в своей работе общается со множеством успешных театральных менеджеров. Возможно, «Золотая Маска» станет своеобразным «диспетчерским центром» по распределению и наставничеству между театрами в отношении актеров, режиссеров, менеджеров театра. Хотелось бы, чтобы и в регионах данный проект продолжал свою работу и включал деловую профессиональную программу для театрально-зрелищных организаций — режиссерские лаборатории, тренинги, мастер-классы.



оригинальный адрес статьи