Театральная компания ЗМ

Пресса

2 июня 2015

В. Бирюков:«Всегда были те, кто пытался очернить «Золотую маску»

Интернет-портал Penza-press.ru

Профсоюз актеров театра и кино направил письмо министру культуры РФ, в котором раскритиковал фестиваль «Золотая маска». Руководитель пензенского театра кукол, неоднократно получавшего «Золотую маску», Владимир Бирюков высказал свою точку зрения.

Как сообщают «Известия», профсоюз актеров театра и кино направил письмо министру культуры Владимиру Мединскому, в котором высказал мнение о том, что премия «Золотая маска» не имеет права называться «национальной», потому что вручается преимущественно театрам из Санкт-Петербурга и Москвы. Ранее критике подверглось то, что фестиваль якобы поддерживает постановки, противоречащие нравственным нормам.

Художественный руководитель Пензенского кукольного театра Владимир Бирюков не поддержал позицию авторов письма.

«Всегда люди, которые не попадали на этот фестиваль, пытались очернить его и конкурсную программу, и лауреатов, и победителей. Я могу сказать только о нашей номинации кукол: там были достаточно хорошие, серьезные, крепкие спектакли. В последний раз это были и спектакли по Маркесу, и по Достоевскому — «Преступление и наказание», и «Кармен» Мериме… И, честно сказать, я не очень разделяю эту точку зрения. Любое театральное событие имеет сторонников и противников — всегда так было и будет.

Что касается московских и питерских театров, то тоже не придерживаюсь таких взглядов, потому что пензенский театр «Кукольный дом» имеет четыре такие «Маски». Вроде бы мы никак территориально не относимся ни к Москве, ни к Петербургу.

У нас была «Маска» за «Зимнюю сказку» («Лучшая работа художника»), «Мой друг джин» («Лучшая работа художника») и две «Маски» за спектакль «Убить Кароля» («Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника»).

Это опять же… в каком-то Мухосранске театр, который не попадает на «Золотую маску», говорит: «О! Потому что мы не эпатируем публику, потому что у нас не бегают толстые голые тетки по сцене и потому что мы живем в провинции».

Все театры России, кроме московских и санкт-петербургских — таков был уговор «Золотой маски», посылают одинаковые абсолютно позиции на экспертный совет «Золотой маски». Заполняется анкета и на усмотрение самого театра — считает ли он, что достоен, чтобы его рассматривали, или нет. Мы тоже не каждый год отправляли свои спектакли на экспертный совет, потому что, на мой взгляд, должна быть внутренняя художественная оценка самого театра своей работы. Считать, что все спектакли — шедевры, на мой взгляд, это глупость. Какие-то есть удачные, какие-то есть менее удачные, какие-то спектакли не решают художественные задачи, они решают задачи кассовых сборов и наполняемости залов.

Мы все при отборе находимся в одинаковых условиях. Далее экспертный совет уже отсматривает и принимает решение по поводу этого спектакля. Они едут и отсматривают вживую, и на основании только отсмотренного спектакля вживую они уже принимают решение.

Мрожека у нас смотрели в Иркутске, что для нас это было очень невыгодно, потому что мы играли на чужой площадке, а это всегда технически очень сложно. Еще один спектакль в Магнитогорске отсматривали. По-разному это бывает. Остальные у нас отсматривали на нашей сцене… И нет никакой гарантии. Тоже у нас приезжали, отсматривали спектакль — ну и что? Спектакль все равно не попал. Хотя мы были гостеприимны, доброжелательны, кофе угощали их и очень вкусными дорогими конфетами. Не помогло (смеется). Понимаете? Потому что каждый из этих людей отвечает собственным статусом и собственным именем за ту или иную экспертную оценку. Ну, например, сегодня они схитрили, частным образом кого-то протолкнули, тогда этот человек, который предложил плохой спектакль, будет вычеркнут из контекста этого экспертного совета раз и навсегда», — сказал Владимир Бирюков.

Победа в «Золотой маске» для пензенского театра имеет огромное значение, но «в этом городе ничего не дает», отмечает Владимир Бирюков.

«В других городах решают проблемы здания, технической оснащенности, увеличения зарплаты артистам — это то, что я знаю, в других регионах происходит. Я помню, когда два или три года назад челябинский театра получил две «Маски», то они внутри города стали национальными героями, а у нас — вообще все это спустили на тормозах, никому это не нужно. И никакого внимания или оценки наша награда внутри региона не получила, никакого внимания или оценки. Мы даже премию бедным артистам, которые в этом участвовали, не смогли выплатить. Хоть какую-то. Никакой реакции внутри города не произошло», — отметил Владимир Бирюков.



оригинальный адрес статьи