15 декабря 2004

Длинный список

Петр Поспелов, Олег Зинцов | Ведомости

Номинантов “Золотой маски” в этом году как никогда много

Вопреки опасениям театральной общественности, связанным со сменой фестивального начальства, “Золотая маска” остается верна своей линии: главным по-прежнему остается профессиональный отбор номинантов. В программе 11-го фестиваля, который пройдет в Москве с 24 марта по 10 апреля, настораживает разве то, что она уж очень насыщена событиями и названиями.

“Да, теперь "Золотая маска" будет уж не та”, — вздыхали этим летом театральные люди, озабоченно обсуждая уход с поста генерального директора ассоциации “Золотая маска” Эдуарда Боякова. В глазах театральной общественности Бояков гарантировал профессиональную честность отбора спектаклей на национальную премию — именно это и не нравилось тем боссам театрального мира, чьи спектакли оставались за бортом.

Однако признаков компромисса в составлении афиши не видно. На выбор экспертов, отсмотревших 319 драматических и 97 музыкальных спектаклей со всей России, конечно, можно только полагаться, но все известные нам спектакли включены в афишу оправданно. Состав обоих жюри обещает компетентный суд: музыкальное жюри возглавит композитор Родион Щедрин, чья фигура ассоциируется со спокойствием, объективностью, доброжелательностью, а драматическое — авторитетный и неподкупный театровед Инна Соловьева. Сам Эдуард Бояков от “Маски” тоже не удалился: представительствуя в сане учредителя премии, именно он отвечает на острые вопросы журналистов.

Самым острым вопросом до недавних пор оставались отношения “Золотой маски” с самым сложным ее героем — Валерием Гергиевым. В прошлом году Гергиев наказал фестиваль за нежелание оргкомитета нарушить регламент отбора и изъял из программы все спектакли Мариинского театра. Ныне прогресс достигнут: теперь Гергиев отказывается только в личном качестве участвовать в состязании дирижеров, но Мариинский театр в афише “Золотой маски” снова присутствует.

Итак, в оперной афише — “Нос” Шостаковича из Мариинки в постановке Юрия Александрова, два спектакля Большого театра — “Макбет” Эймунтаса Някрошюса и “Летучий голландец” Петера Конвичного, “Диалоги кармелиток” Дмитрия Бертмана из “Геликона”, “Леди Макбет Мценского уезда” Сусанны Цирюк из Ростова-на-Дону, “Тоска” из Саратова и “Аида” из Новосибирска — вероятный фаворит фестиваля; этот спектакль-колосс Дмитрия Чернякова покажут на сцене Государственного Кремлевского дворца со звукоусилением. Все названные режиссеры номинированы персонально. Среди дирижеров с неоднократным лауреатом “Маски” Владимиром Понькиным сразятся музыкальный руководитель Большого Александр Ведерников, саратовец Юрий Кочнев, новый главный дирижер Новосибирского театра Теодор Курензис и Александр Анисимов — дирижер европейской известности, на фестивале выступающий за Ростов (Гергиев будет дирижировать “вне конкурса” и к тому же в Питере — для выездного жюри).

Опер в афише стало больше, балетов — тоже. Балеты из Петербурга — “Приношение Баланчину” и “Форсайт в Мариинском” — покажут в Москве, где их наконец-то можно будет сравнить с постановками Большого — “Магриттоманией” Юрия Посохова и “Ромео и Джульеттой” Деклана Донеллана/Раду Поклитару. Третий сильный игрок — Пермский балет с “Серенадой” Баланчина.

Голод на спектакли в номинации “современного танца”, похоже, тоже кончился: номинировано целых семь работ — из Екатеринбурга (причем не только от лидера движения Татьяны Багановой), из Челябинска и из обеих столиц.

Прорезало и кукольный театр — раньше урожаем бывали и две работы, а теперь заявлено четыре, в том числе из Республики Саха. Та же история — в конкурсе “Новация”: целых пять названий, причем с московским театром “Тень” и петербургским инженерным театром АХЕ соседствует работа из Омска.

Отбор драматических спектаклей — практически без вопросов. Финальная часть чеховской трилогии Камы Гинкаса “Скрипка Ротшильда”, сразу две постановки Миндаугаса Карбаускиса (“Дядя Ваня” идет по разряду “большой формы”, “Когда я умирала” — малой), “Лестничная клетка” Юрия Погребничко, “Ричард III” Юрия Бутусова, “Мещане” Кирилла Серебренникова, высоко оцененная петербургской критикой “ProТурандот” Андрея Могучего, “Дон Жуан” Александра Морфова в Театре Комиссаржевской — все эти работы можно обсуждать в формате самых заметных событий сезона. Можно было бы добавить в этот перечень, например, “Белую гвардию” Сергея Женовача? Да, но, если решено этого не делать, никакой драмы нет. Чего явно не хватает в списке, так это Гомеровой “Песни двадцать третьей” в постановке Анатолия Васильева, но она не включена в число номинантов по техническим причинам — регламент премии требует показать спектакли-претенденты на фестивале “Золотой маски”, а планы Школы драматического искусства не позволяют включить постановку в фестивальную программу. Что касается номинантов от провинции, то и здесь знакомые имена: Евгений Марчелли (“Три сестры” в “Тильзит-театре”, Советск), Вячеслав Кокорин (“Король умирает” в омском Театре драмы). Или знакомые точки на театральной карте (якутский “Саха-театр” им. Ойунского с “Макбетом” в постановке Сергея Потапова). Об объективности экспертной работы в провинции пока судить рано — посмотрим в апреле.

О чем свидетельствует расширение афиши — о расцвете российского театра или о желании расширить фестивальную географию и круг участников? И не приведет ли это к снижению планки качества? До 11 апреля, когда фестиваль “Золотая маска” завершится церемонией в Театре Моссовета, ответа на эти вопросы мы не получим. Однако на фестивале публику ждет и встреча с уже проверенным качеством. Перед открытием на сцене МХТ покажут спектакль Малого драматического театра “Братья и сестры” — эта постановка Льва Додина идет уже 20 лет.

;

Пресса