7 апреля 2008

Отчет старейшины

Роман Должанский | Коммерсант «Власть»

Александринский театр уже показал в Москве два номинированных на "Золотую маску" спектакля. Теперь в рамках фестиваля он представляет на сцене МХТ имени Чехова программу своих премьер.

Проходящие в столице в рамках фестиваля "Золотая маска" гастроли Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина — именно так до сих пор официально именуется старейший театр России — называются нейтрально-сдержанно: "Премьеры Александринского театра в Москве". На самом деле они являются своего рода персональным отчетом художественного руководителя театра Валерия Фокина.

Его назначение на пост худрука Александринки несколько лет назад было весьма неординарным кадровым решением. В петербургском активе Фокина тогда был разве что гоголевский "Ревизор", поставленный им на Александринской сцене в статусе приглашенного режиссера. Спектакль вышел и вправду весьма удачным. Во всяком случае, про красивейший петербургский театр, долгие годы находившийся в состоянии глубокого творческого анабиоза, впервые заговорили не только как о памятнике архитектуры: вскоре "Ревизор" получил "Золотую маску" и Государственную премию.

Опасность же состояла, во-первых, в том, что Петербург вообще и театральный Петербург в частности настороженно относится к московским варягам. Валерия же Фокина, уже руководившего в то время столичным Центром имени Мейерхольда, можно назвать москвичом до мозга костей. Кроме того, он был известен как режиссер-новатор, склонный больше к творческим экспериментам в камерных пространствах, нежели к постановке спектаклей, рассчитанных на тысячные залы. Да и к любого рода "славным традициям", защитниками которых так любят считать себя работники мертвых театральных академий, умный Фокин всегда относился скептически.

Правда, в пользу Валерия Фокина был его, как принято говорить в политике, изрядный "аппаратный вес". А накануне масштабной реконструкции Александринского театра и государственных торжеств в ознаменование 250-летия со дня его основания Москве нужен был в Петербурге надежный человек.

Нынешние гастроли проходят тогда, когда эта, сугубо менеджерская часть миссии Валерия Фокина завершена. Торжества проведены. И реконструкция тоже закончена: на Александринский театр сегодня любо-дорого посмотреть, как снаружи, так и изнутри.

Реанимировать театр как творческий организм оказалось не менее сложно, чем сделать хороший ремонт. Но и здесь Валерий Фокин, надо отдать ему должное, преуспел. Правда, из всех проектов с участием выдающихся зарубежных режиссеров, которые были анонсированы несколько лет назад, реализовался пока только один — "Чайка" в постановке Кристиана Люпы, да и та обернулась конфузом. В руках своеобразного польского мастера пьеса Чехова рассыпалась на сплошные недоразумения. Но и эта неудача будет честно предъявлена Александринкой московским зрителям.

А начались гастроли со спектакля "Иваны" по мотивам гоголевской "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", очевидной и впечатляющей удачи режиссера Андрея Могучего и художника Александра Шишкина. Эта постановка — один из фаворитов в золотомасочной номинации "Лучший спектакль малой формы". Еще один, но уже среди спектаклей большой формы,— "Живой труп" в постановке самого худрука Александринки.

Кроме Толстого, Валерий Фокин привез в Москву двух своих любимых авторов, Достоевского и Гоголя. "Двойник" был выпущен пару лет назад. "Женитьба" — последняя фокинская премьера. Ее герои, незадачливые женихи купеческой дочки, рассекают по сцене на коньках, а выпуск спектакля пришелся аккурат на время пика популярности "Ледникового периода" и пика скандала вокруг катка на Дворцовой площади. Так что старейший русский театр приезжает в Москву не просто ожившим многоуважаемым великаном, но и чутким барометром сегодняшней жизни.



оригинальный адрес статьи

Пресса