Пресса
«Золотая Маска» в Латвии»: Галина Тюнина сыграет обольстительницу Глафиру
Интернет-портал Delfi.lv 14-15 октября в театре "Дайлес" и 17 октября в Вентспилсском театральном доме Jūras Varti будет показан один из самых знаменитых спектаклей России – легендарные "Волки и овцы" в постановке Петра Наумовича Фоменко.
Лауреат Государственной премии РФ и национальной театральной премии "Золотая Маска" Галина Тюнина рассказывает, каково это – со студенческой скамьи выходить на сцену в образе неотразимой героини комедии Островского.
"Волки и овцы" умудрились без признаков старения просуществовать 23 года. Чем это можно объяснить?
Мне кажется, это судьба. Исключение, которое подтверждает правило: все-таки спектакли обычно не живут столько. Редкость, случайность, пусть и закономерная. Не думаю, что подобных примеров наберется больше нескольких десятков из всего того огромного количества, что прошли перед зрителями за всю историю мирового театра. Вы правильно сказали – легенда. Легенда – это когда реальное дело обрастает слухами, разговорами, какими-то впечатлениями из прошлого. И, естественно, всем хочется сравнить то, что они слышали о "Волках и овцах", с тем, что они видят собственными глазами. Хорошо это для спектакля или плохо? Это как для человека прожить 100 лет. И счастье, и испытание, и дар, и наказание.
Вы помните, как рождался спектакль?
Помню. Дело в том, что мы с Юрой Степановым (актер Юрий Степанов, исполнявший в "Волках и овцах" роль Лыняева, погиб в автокатастрофе в 2010 году. – Прим. ред.) начали репетировать раньше всех -- делали отрывок на втором курсе, с девочкой-китаянкой Ма Чжен Хун, режиссером, которая тоже училась у Петра Наумовича. Начали репетировать совершенно безответственно и вообразить не могли, что из этого вырастет спектакль, который объединит нас, десятерых, и даже сделает колоннами для возведения того театрального здания, в котором мы с вами сейчас сидим... Где уже 50 человек в труппе!
А вы, соответственно, уже ходите в "основоположниках". Вас это забавляет? Или накладывает ответственность?
И забавляет -- потому что мы все называемся "стариками"... Мы, конечно, не самой первой молодости артисты, но в любом случае между словом "старики" и нами есть некий зазор...
И накладывает ответственность, да. А еще создает трудности. Ты вынужден иногда быть придирчивым и требовательным, призывать людей помнить о том, что было прежде, забывая, что этого "прежде" для них не существует... Или существует по-другому, не так, как у нас, а умозрительно... Новая жизнь... А мы не можем бросить то, что у нас за плечами. Поэтому нужно идти вперед, все время оглядываясь назад. Не самое приятное и не самое удобное положение. Впрочем, Петр Наумович всегда говорил, что удобство и комфорт с нашей работой не связаны.
Это плюс или минус – что на сцене вас окружают вас люди, которых вы знаете с юности?
Плюс в том, что есть ощущение команды: ты чувствуешь партнера спиной и уверен, что можешь на него опереться. Минус в том, что требуется очень много выдержки. Годы работы вместе приводят к снашиванию материала. В физике это очень красиво называется -- усталость металла. Так вот, чтобы преодолеть усталость металла в себе и партнере, необходимо терпение невероятное. Мы все это уже проходили. И срывы тоже... Иногда смеемся -- мы больше пробыли друг с другом на сцене, чем прожили со своими женами или мужьями. Мы уже больше друг для друга значим, потому что больше друг друга знаем.
А вам никогда не хотелось вырваться из круга? Примкнуть к коллегам с другой школой, другими взглядами на искусство, создать с нуля хороший проект, отыграть его мощно?..
Отыграть мощно можно – если есть какая-то внутренняя в этом потребность или желание громко о себе заявить... Принцип антрепризы вообще во многом хорош... Хотя бы тем, что дает шанс в течение двух-трех месяцев испытать сумасшедший стресс и найти пути выхода из него, проверить себя в экстремальных условиях и извлечь из этого какие-то уроки. Безусловно. Но для того, чтобы возникло ощущение общего театрального пространства, воздуха, языка, партнерства и еще каких-то важных вещей, все равно требуются годы терпения и труда. Ничего нового никто не придумает: театр – это терпение и труд. У Чехова "Чайка" про это. Я думаю, это правда. Как люди ни пытаются найти какие-то более привлекательные и интересные для себя ходы, как ни бегут из театра в поисках мгновенно счастливой жизни – все равно они потом возвращаются туда, откуда пытались рвать когти: в театр-дом.
Ваши героини всегда обворожительны – взять хотя бы Глафиру в "Волках и овцах". Вы их создаете, вы их наполняете собой. А они вам что-то дают?
Да, конечно.Это взаимный процесс. Иначе было бы невоможно. Каждая роль, отрицательная или положительная, приносит невероятное ощущение радости от встречи с ней. От радости встречи с живым человеком. Мне кажется, они все абсолютно живые -- образы, созданные большими драматургами.
Роль всегда больше тебя. Если она кажется меньше и ниже, значит, либо ты чего-то в ней не видишь, либо там дейстительно нечего рыть, один песок. Поэтому я желаю театрам – всем, и нашему тоже, – больших драматургов. Это ведь единственное, с чем мы работаем – драматургия, дороже у нас ничего нет. Драматургия – это ваша жизнь, и это моя жизнь. Когда мы смотрим на сцену и чувствуем, что эта жизнь откликается в нас, пробуждая слезы и смех, – это счастье...
Я никогда не выбирала ролей. Я очень боюсь выбирать. Не смею -- потому что, мне кажется, должен существовать момент доверия к режиссеру, театру, провидению. Я и Глафиру не выбирала. Это все подарки судьбы. И что я могу дать взамен? Только свой инструмент, далекий от идеального, но который все же совершенствуется в процессе работы над спектаклем...
Полностью интервью с Галиной Тюниной читайте в сентябрьском номере журнала "Открытый город".
Генеральными партнерами "Золотой Маски в Латвии" традиционно являются ПАО "Северсталь" и Rietumu Banka. Фестиваль проходит при поддержке Министерств культуры Латвийской Республики и Российской Федерации, Рижской думы, Лиепайской думы, Вентспилсской думы, Государственного Фонда культурного капитала Латвии, Союза театральных деятелей России, Латвийской железной дороги и Управления Рижского Свободного порта. Генеральный информационный партнер -- Первый Балтийский канал.
Билеты на спектакли фестиваля "Золотая Маска в Латвии" можно приобрести во всех театральных кассах и сети Biļešu Paradīze, www.bilesuparadize.lv.
Дополнительная информация: www.goldenmask.lv, www.artforte.lv.
Организатор фестиваля "Золотая Маска в Латвии": компания "ART Forte".
оригинальный адрес статьи