28 августа 2015

Софья Апфельбаум: «Ульяновский Форум – это возможность для встречи и обсуждения творческого процесса

| Интернет-портал Ulkul.ru

В этом году в Ульяновске в третий раз подряд пройдёт Фестиваль «Золотая маска», который вошёл в программу V Международного культурного форума. Показы спектаклей – лауреатов Национальной театральной премии пройдут с 8 по 16 сентября, а откроет Фестиваль постановка Российского академического молодежного театра «Лада или радость». Нашей редакции удалось пообщаться с директором РАМТа Софьей Апфельбаум, которая, помимо всего прочего, также проведёт в рамках МКФ2015 круглый стол на тему «Меры поддержки театральной и гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации».

– В 2015 году вы стали директором РАМТ. Поделитесь, пожалуйста, каково быть руководителем одного из лучших театров нашей страны?

– Театр – это, конечно, непростой организм. Пожалуй, это наиболее сложная творческая структура. Кроме того, театр – это ещё и сложнейший технический объект, который, как правило, располагается в здании – памятнике архитектуры. Вот лишь несколько тезисов, которые объясняют, почему опыт директора театра практически бесценен. РАМТ действует в режиме многозадачности: насыщенный текущий репертуар (мы работаем на трех сценах, а также стараемся показывать наши спектакли на выездных площадках в Москве), большой блок работы со зрителями, в которой у театра огромный опыт, работа с регионами. Например, с недавнего времени РАМТ является своего рода методическим центром для детских театров страны, проводит семинары, мастер-классы, в этом году мы даже издаем методички, которые помогут распространить наш опыт.

– Труппа РАМТ покажет в Ульяновске спектакль «Лада, или Радость» в рамках Фестиваля «Золотая Маска». Что Вы, как директор театра, испытываете, когда смотрите спектакль Вашего театра? Придете ли Вы посмотреть выступление в Ульяновске?

– Программа показов лучших спектаклей в регионах, затеянная Маской много лет назад, не менее важна, чем сам фестиваль. Ведь гастроли такого камерного спектакля, как «Лада или радость» вряд ли было бы возможно организовать самому театру. Это «штучный товар» в прямом смысле слова, абсолютно некоммерческий проект. Я очень рада, что ульяновские зрители смогут приобщиться к полусказочному деревенскому миру, который создала Марина Брусникина на основе прозы Тимура Кибирова, увидеть замечательный актерский ансамбль РАМТа. Обязательно буду на спектакле.

– Отличается ли, на Ваш взгляд, столичный зритель от провинциального в восприятии театра?

– Мне кажется, что распространенное мнение о том, что столичный зритель более искушенный, а оттого и более требовательный – это определенный миф. В последние годы, когда возобновилась активная гастрольная деятельность, московские артисты, принимающие участие в гастрольных программах, только и говорят о зрительском приеме в регионах, о том, насколько внимательный, чуткий и благодарный здесь зритель, насколько важно такое общение и насколько оно взаимно обогащает как зрителей, так и артистов.

– Станиславский однажды сказал, что театр начинается с вешалки. А с чего для Вас начинается театр?

– Театр, конечно, начинается задолго до гардероба или даже парадного входа. Театр начинается с того представления, которое сложилось о нем у общества. Мы говорим слово «Ленком» или «МХАТ», и у каждого человека, даже если он никогда не был в этом театре, сразу возникает некий образ. Для меня сейчас важно, чтобы при слове РАМТ у зрителей также вырисовывался образ театра, в который надо обязательно попасть. Очень надеюсь, что гастроли нашего спектакля в Ульяновске помогут нам создать такой образ у ульяновских зрителей.

– Как вы оцениваете современное состояние театральной и гастрольной деятельности в России? Насколько практика гастролей распространена в театрах на данный момент?

– Вопрос этот, конечно, комплексный. Могу сказать, что в настоящее время Министерство культуры проводит ежегодный мониторинг, в котором прослеживает то, как меняется ситуация. Учитываются не только общие показатели, такие как количество театров, спектаклей, зрителей, но и такие тонкие показатели, как система управления театрами, трудовые отношения в театрах, динамика гастрольной деятельности. За последние годы по многим показателям мы видим значительный рост. Например, это касается гастрольной деятельности: если в начале 2000-х эта цифра не превышала 10% в совокупном репертуаре, то сегодня это примерно 25-10% от всех сыгранных спектаклей, что, безусловно, немало. Однако, только цифрами мерить состояние театральной деятельности было бы неверно, поэтому здесь очень важна и экспертная оценка. В этом отношении та работа, которую ежегодно делает экспертный совет «Золотой Маски» очень и очень важна, ведь только эксперты видят совокупный репертуар, могут оценить каждый спектакль в контексте всего сезона.

– Какие существуют меры поддержки театральной и гастрольной деятельности Министерством культуры РФ?

– Со времени принятия Концепции долгосрочного развития театрального дела (одобрена Правительством в 2011 году) был разработан целый комплекс мер по поддержке современной драматургии, молодых режиссеров, независимых театров, отдельный блок составляют программы по поддержке гастрольной деятельности. Конечно, экономическая ситуация серьезно повлияла на возможности федерального бюджета, но тем не менее, ни одна программа не свернута, и о том, каким образом принять в них участие, мы и поговорим на круглом столе.

– Почему Вы решили принять участие в Пятом Международном культурном форуме «Креативный регион – сильная страна»?

– Я очень благодарна организаторам фестиваля «Золотая Маска» в Ульяновске и организаторам форума, которые пригласили меня принять участие в этом замечательном мероприятии. На мой взгляд, очень правильно, что во время форума вокруг него аккумулируется столь обширная творческая программа, участником которой является РАМТ. Благодаря этому, форум получается не только теоретическим разговором, но и возможностью для встречи и обсуждения реального творческого процесса во всем его многообразии.

– Каких результатов в идеале Вы хотели бы достичь по итогам круглого стола?

– Круглый стол вряд ли может решить какие-то насущные проблемы, но одна из существующих – это отсутствие информации в регионах о том, какие программы существуют, как в них участвовать, как преодолеть определенную изоляцию. И вот решение этой задачи, безусловно, возможно в рамках нашего обсуждения

– Продолжите предложение: «Современный российский театр может…»

–...помочь нашему обществу осознать себя, сопереживать проблемам и болевым точкам. Может помочь противопоставлять себя массовой культуре, пошлости и кичу, а в конечном итоге может помочь нам остаться самими собой.



оригинальный адрес статьи

Пресса