Театральная компания ЗМ

Пресса

2 июня 2004

Дело за Малым

Олег Зинцов | Ведомости

Петербургский МДТ будет играть в Москве почти месяц

В Москве начинаются уникальные по масштабу гастроли Малого драматического театра — Театра Европы. Сегодня на сцене Театра на Таганке МДТ играет “Московский хор”. Всего же в гастрольной афише семь спектаклей: “Братья и сестры”, “Бесы”, “Чевенгур”, “Клаустрофобия”, “Пьеса без названия” и “Дядя Ваня” — т. е. большая часть сегодняшнего репертуара театра Льва Додина.

Открывая посвященную гастролям пресс-конференцию, президент фестиваля “Золотая маска” Георгий Тараторкин произнес два простых и точных эпитета: приезд МДТ — это “серьезное и радостное событие”. И то и другое — чистая правда.

“Золотая маска” — организатор гастролей. За 10 лет существования национальной театральной премия спектакли МДТ становились ее лауреатами шесть раз. Нынешний приезд театра Льва Додина в Москву — завершающая часть юбилейной программы “Маски” и лучшая рифма к ее началу — шекспировской трилогии Эймунтаса Някрошюса.

Надо ли уточнять: найти двух других настолько близких по статусу в сегодняшнем театре и одновременно настолько разных по образу театрального мышления режиссеров не смог бы, вероятно, никто.

Как мало кто, наверное, стал бы спорить с тем, что МДТ — самый могучий сценический организм из всех, что продолжают сегодня жить идеей репертуарного театра, или, если угодно, “театра-дома”. Тем интересней и важней увидеть его в развитии — от знаменитых “Братьев и сестер” (1985 г.) до последней по времени постановки — “Дяди Вани”. Порядок спектаклей в афише не всегда соответствует хронологии, но в этом, по словам Додина, нет никакой стратегии: последовательность обусловлена лишь удобством монтажа декораций.

Впрочем, для того чтобы начать гастроли с “Московского хора”, была и другая причина: открытие программы — всегда напряжение и суета, которые способен выдержать не каждый спектакль; а “Московский хор”, на взгляд Додина, выдержать может.

Тут кстати вспомнить, что “Дядя Ваня”, сыгранный на “Золотой маске” этой весной, шел в Москве тяжело и неровно; по признанию самого Додина, с московской публикой у его театра самый сложный контакт — в Италии или Германии актерам МДТ, как ни странно, играть легче. Но трехнедельные гастроли, пожалуй, самый удобный способ взаимной адаптации: вникать в жизнь Малого драматического театра, вероятно, нужно именно методом постепенного погружения — задача это увлекательная и благодарная, как всякий по-настоящему осмысленный и радостный труд.


оригинальный адрес статьи