Театральная компания ЗМ

Пресса

4 апреля 2008

Скучные страсти

Илья Овчинников | Газета


На "Золотой маске" показали оперу "Леди Макбет Мценского уезда"
Вторым спектаклем Новосибирского театра оперы и балета в программе фестиваля "Золотая маска" стала "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Теодор Курентзис, претендующий на "Маску" в номинации "Лучшая работа дирижера", достоин награды именно за эту работу. Впрочем, именно оперу стоит не только слушать, но и смотреть.
В практике Теодора Курентзиса обычное дело - предварять оперные постановки концертными исполнениями. Так было со "Свадьбой Фигаро" (см. "Газету" от 2 апреля). Так вышло и с "Леди Макбет". В 2004 году маэстро дирижировал фрагментами оперы в Большом зале консерватории: пели хор и солисты из Новосибирска, играл Национальный филармонический оркестр из Москвы. После концерта сразу же захотелось увидеть полноценную постановку "Леди Макбет" Шостаковича. Ждали недолго. Через два года в Новосибирске оперу поставил польский режиссер Генрих Барановский. Теперь работу увидели и в Москве.

Спектакль производит сильное впечатление, хотя есть и минусы. Самый очевидный - выбор Ольги Орловской из московского "Геликона" на роль Катерины. Голос певицы явно выше, чем требует ее партия, да и как актриса она не слишком убедительна, партнеры играют значительно сильнее.

Это даже любопытно. Ведь в постановках "Леди Макбет" последних лет чаще случалось наоборот. На фоне неровного ансамбля и неважной режиссуры выделялась прима. Так было, например, в ростовской "Леди Макбет", привозимой на "Маску" три года назад, когда блистала Ирина Крикунова. Так было и в недавней работе Латвийской национальной оперы, где постановщикам многое простишь ради работы Айры Руране.

Да и новосибирский спектакль очень силен. Оркестр Курентзиса напрашивается на сравнение с тем, чего добился в оркестре Большого театра Геннадий Рождественский, дирижировавший "Леди Макбет" в день столетия Шостаковича.

Нынешние солисты тоже были на высоте. Но общий колорит постановки, мрачное будущее, куда по воле режиссера перемещено действие, воспринимается удручающе.

Провинциальный городок. Жизнь, сосредоточенная вокруг тяжелой, отупляющей работы - что-то вроде урановых рудников. Здесь долго не живут. Понятно, почему Катерина так спешно и так преступно реализует свое право на счастье. И героиня, и ее свекор Борис Тимофеевич живут не в домах, а в вагонах. Постоянное перемещение вагонов по сцене, иллюстрируя будни промышленного городка, напоминает о том, как коротка жизнь.

Согласно режиссерской концепции жилище героя - его портрет. Например, вагон Катерины полон кукол и мягких игрушек. А вот у Бориса Тимофеевича нет почти ничего, кроме икон. В исполнении Ивана Потрицаева свекор купчихи отнюдь не самодур, каким его обычно играют. Ему не чуждо ничто человеческое. Возможно, поэтому, когда он отравится невесткиными грибками, над ним безутешно будет плакать Аксинья, вместе с которой его пожалеет и зритель. Похоронная пассакалья - сильнейший эпизод постановки, но после него действие начинает буксовать.

Сцена в полицейском участке с комикующим Квартальным в милицейской форме вызовет только досаду. А два монолога Катерины в заключительной картине совсем уж не убедят. В роли Сергея очень удачен Олег Видеман. Исполнитель идеально воспроизводит самонадеянного любовника и мастерски поет. Олег Видеман выдвинут в номинации "Лучшая мужская роль". Впрочем, выбирать соискателей в этом спектакле, скорее всего, не придется. Дирижер все-таки более достоин награды.


оригинальный адрес статьи