Театральная компания ЗМ

Пресса

9 апреля 2008

Всё и сразу

Глеб Ситковский | Газета

В наиболее авангардном разделе «Золотой маски», в номинации, которая раньше называлась «Новация», а с этого года - «Эксперимент», предсказать победителя невозможно. Здесь собраны четыре увлекательных и перекликающихся друг с другом спектакля, причем каждый по-своему достоин награды. Спектакль театра «Тень» «Всё», «Демон. Вид сверху» Дмитрия Крымова, новая работа Русского инженерного театра АХЕ «Гобо. Цифровой глоссарий» и «Optimus Mundus» Арсения Эпельбаума образуют что-то вроде постмодернистского калейдоскопа, который так и искрит остроумными театральными идеями.
Лаборатория Дмитрия Крымова в «Школе драматического искусства» и семейное предприятие Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской «Тень» с некоторых пор вообще стали театрами-побратимами. И неудивительно, что в их продукции так много общего. В своих спектаклях они увлеченно балуются с классическим наследием, и непредубежденному наблюдателю может показаться, что «Демон. Вид сверху», «Всё» и «Optimus Mundus» похожи на трилогию. Своими героями они сделали Пушкина, Гоголя, Толстого, Шекспира, Островского и от каждого взяли совсем по чуть-чуть.

Режиссер-дебютант Арсений Эпельбаум - это что-то вроде живого моста между Лабораторией Дмитрия Крымова и театром «Тень»: с одной стороны, он представитель династии Эпельбаумов, с другой - член крымовской команды. Первое, что Арсений сделал, став режиссером, - создал лучший из миров или, если прибегнуть к латыни, Optimus Mundus. В этом мире никому не позволено торчать в массовке, и каждый актер может за один вечер переиграть все самые лакомые роли мирового репертуара. Их четверо - два мальчика и две девочки, а зрителей - 16. Ребята разобьют публику на четыре кучки и повлекут за собой с азартными воплями. За каждым, кто приходит на спектакль, закреплена своя очень ответственная роль - сыграть лучшего из зрителей, а в финале забросать сцену цветами.

У зрителя в глазах пестрит от Гамлетов, Джульетт и Онегиных. В одной комнатушке слышится: «Нет повести печальнее на свете», а из другой в тот же момент доносится: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?» Весь мир - театр, и нужно успеть переиграть как можно больше ролей. «Быстрей, быстрей», - тащит нас за руку то один, то другой актер. «Руку, товарищ» - слышим мы реплику Несчастливцева из пьесы «Лес» Островского. «Дай руку», - грозно приказывает Каменный гость Дон Гуану из другого уголка мира-театра.

Всем зрительницам, попавшим на этот спектакль, буквально чудом удастся избежать удушения в спальне Дездемоны. Всех зрителей положат на пуховые перины бок о бок с шекспировской героиней и заботливо подоткнут одеяльце, но этот совместный сон будет тревожным из-за ревнивого мавра. А в отрывке из «Ромео и Джульетты» публика разделится на две враждующие семьи - Монтекки и Капулетти, и у каждого в руке окажется деревянный меч. Когда еще удастся в следующий раз так побаловаться? «Делай, что хочешь» - словно бы написано на входе в этот лучший из миров, похожий на Телемскую обитель Франсуа Рабле. Театр, модель которого выстраивает Арсений Эпельбаум, - это никакой не «террариум единомышленников», а царство всеобщей любви друг к другу. Заговорщицкое веселье актеров не может не передаться публике, и ясно, что всех зрителей на полтора часа определили в райские кущи.

Спектакль Русского инженерного театра АХЕ «Гобо. Цифровой глоссарий» ни капли не похож на постановку Лаборатории Дмитрия Крымова «Optimus Mundus», но и в нем отдана дань постмодернизму. Самое загадочное в спектакле - название. Зритель будет теряться в догадках, кто такой или что такое Гобо, и только из комментариев к спектаклю, пущенных бегущей строкой в финале, можно узнать, что это неотъемлемая часть любого предмета или явления. Скорее всего, это парафраз беккетовского Годо, в ожидании которого пребывают два веселых бородача - Максим Исаев и Павел Семченко. Они по-мальчишески балуются ничуть не хуже, чем актеры Арсения Эпельбаума, но их рай скорее для физиков, чем для лириков. Все свои физические опыты они транслируют на большой экран, заставляя зрителей широко открывать глаза и качать головой. Даже ожидая Гобо, который, конечно же, так и не появится, можно увлекательно провести время.




оригинальный адрес статьи