Театральная компания ЗМ

Пресса

16 октября 2015

Хлопнуть «Маской»

Марина Шимадина | Интернет-портал

В последние дни театральная общественность бурно обсуждает одну новость – утверждение нового экспертного совета «Золотой Маски», которое побудило некоторых режиссеров, в частности Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, публично отказаться от участия в фестивале.
Любая премия, театральная или литературная, всегда вызывает вокруг себя скандалы, а любое решение жюри всегда оставляет кого-то недовольным. Это закон. Чем выше статус премии, тем больше к ней претензий. «Золотая маска» за двадцать лет завоевала репутацию главной театральной премии страны, соответственно и страсти вокруг нее всегда кипят нешуточные. Парадокс в том, что при своем общероссийском масштабе «Маска» оставалась премией самостоятельной: будучи основанной Союзом Театральных Деятелей, она не подчинялась напрямую Министерству культуры. А её главным козырем была система экспертного отбора, которую осуществляли независимые театральные критики. Вот она-то и подверглась нападкам в первую очередь.

В прошлом году недовольство практиков (не тех выбрали, не тех наградили) счастливо совпало с разворотом в культурной политике, основанном на патриотической идеологии. Очевидно, что в картину нового дивного мира премия, охватывающая самый широкий круг театральных явлений и поощряющая поиски нового сценического языка, никак не вписывалась. И началась атака. В мае Независимый профсоюз актеров театра и кино обратился к Мединскому с просьбой разобраться в проблемах «Золотой Маски», которая «не имеет права называться национальной, так как вручается преимущественно театрам Москвы и Санкт-Петербурга. А замминстра культуры Аристархов обвинил премию в поддержке спектаклей, «которые содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны и сознательно выходят за нравственные рамки».

В защиту «Маски» тогда высказались ведущие режиссеры, причем, не только столичные: все они подчеркивали значимость фестиваля именно в деле формирования общероссийского театрального пространства. Но чиновники из Минкульта думали иначе и собрали общественные слушания для «проработки» неправильного фестиваля. В результате совместно с СТД министерство сформировало рабочую комиссию, в которую вошли режиссеры, директора театров, а также театральные критики, недовольные положением дел в «Золотой Маске».

Главным результатом её трехмесячной работы стал новый принцип формирования экспертного совета. Если раньше этим занималась дирекция премии, то сейчас совет формируется из трех списков: от Минкульта, комиссии по критике и рекомендациям других комиссий и секретарей СТД. Утвержденный в итоге новый совет поразил всех: помимо действующих театральных критиков, пусть и разных эстетических предпочтений и взглядов, тут оказались личности весьма странные. Например, Капитолина Кокшенева – руководитель центра культурной политики Института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, того самого, что недавно проводил экспертизу театров на верность трактовки классики.

Узнав о составе нового экспертного совета, Кирилл Серебренников написал в фейсбуке, что Гоголь-центр больше не будет иметь никаких дел с «Золотой маской».«Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей», – написал Серебренников. К нему присоединился и режиссер Константин Богомолов, обещавший снять свою кандидатуру с номинации еще летом, когда был обнародован состав рабочей группы.

В ответ госпожа Кокшенева заявила в интервью «Известиям»: «Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то выяснится, что Кирилл Серебренников был лидером по номинациям «Золотой маски». Он либо выдвигался, либо получал что-то и был номером один в оценке экспертного сообщества. Может, хватит?».

Оставим в стороне вопрос о явной тенденциозности и предвзятости новоявленного эксперта, которая противоречит принципам «Маски». Обратимся лучше к той самой статистике. А она сообщает, что Кирилл Серебренников за последние 10 лет получил только одну «Маску» за спектакль «Отморозки» и одну спецпремию жюри. А Константин Богомолов – и вовсе только приз критики, хотя номинировался неоднократно.

В данный момент заканчивает свою работу предыдущий экспертный совет сезона 2014/2015. И поскольку дирекция фестиваля, как сообщила Мария Ревякина, никаких официальных заявлений от театров не получила, работы Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова могут быть рассмотрены экспертным советом на общих основаниях. Номинанты будут названы 3 ноября на пресс-конференции.



оригинальный адрес статьи