Театральная компания ЗМ

Пресса

4 ноября 2015

«Мы не ощущали никакого давления»

Интернет-издание Teatral-online.ru

На пресс-конференции в Театре Станиславского и Немировича-Данченко названы номинанты премии «Золотая Маска» сезона 2014-2015 годов. Список театров и спектаклей, которые примут участие в фестивале в марте 2016-го, оказался как никогда внушительным. «Театрал» попросил прокомментировать их экспертов из драматического и музыкального советов этого года – Марину Шимадину и Майю Крылову.
Марина Шимадина, член экспертного совета по драматическому театру:

– Работа в экспертном совете «Золотой Маски» – это уникальный, хотя и очень тяжелый опыт. Это около трехсот спектаклей, просмотренных живьем и на видео, это бесконечные командировки, ночные перелеты, поезда и гостиницы. Зато за год ты успеваешь познакомиться с театрами из самых разных городов от Петербурга до Улан-Удэ и понимаешь, насколько богата, насыщенна и разнообразна жизнь современной российской сцены, переживающей в последние годы настоящий ренессанс. И как не хотелось бы, чтобы это цветущее разнотравье снова вычищали, прореживали и загоняли в идеологические рамки.

Поэтому нам, экспертам по драме, хотелось представить на фестивале картину отечественного театра в самом широком диапазоне от неоклассики Сергея Женовача до новаций Дмитрия Волкострелова, от работ грандов нашей режиссуры Валерия Фокина и Камы Гинкаса до интересных опытов молодых постановщиков – Марата Гацалова, Семена Александровского, Максима Диденко.

Лидером сезона, совершившим невероятный прорыв, стал БДТ имени Товстоногова, и этого факта нельзя было не заметить. Поэтому из четырех премьер театра в номинанты были выдвинуты три: феерические «Пьяные» Андрея Могучего, где современная драматургия встретилась с мощной актерской школой, потрясающе свободный и «отвязный» спектакль «Zholdak Dreams», где проявила себя молодежь БДТ, и строгий, аскетичный, но невероятно важный по высказыванию «Человек» Томи Янежича о жизни в концлагере.

Подхватывает антифашистскую тему, прозвучавшую в прошлом году во многих театрах, РАМТ с «Нюрнбергом» – традиционным по языку, но честным и сильным высказыванием Алексея Бородина. Другим полюсом театральной жизни, бесконечно далеким от политики и публицистики, стал «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски. У «Мастерской Петра Фоменко» давно не было настоящих удач, но с комедией Шекспира в театр вдруг вернулась стихия радостной беззаботной игры, которой он всегда славился.

Чемпионом в режиссерской номинации в этом году снова стал Юрий Бутусов, поставивший в Вахтанговском театре грандиозный медитативный «Бег» по Булгакову, а в Театре Ленсовета – злое и острое «Кабаре Брехт». А не попавший в конкурс третий его спектакль, «Город. Женитьба. Гоголь», будет еще долго оплакиваться многими членами совета...
Режиссерский список в этом году выглядит внушительно не только по количеству участников, но и по их качеству: в частности, здесь представлены такие мировые звезды, как Роберт Уилсон, поставивший «Сказки Пушкина» в Театре наций, и Ромео Кастеллуччи, номинированный за спектакль «Человеческое использование человеческих существ» в «Электротеатре».

Что касается Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, эмоционально заявивших в фейсбуке об отказе от участия в конкурсе, в дирекцию «Золотой Маски» никаких официальных писем от режиссеров не поступало, и экспертный совет рассматривал их работы на общих основаниях. В результате в номинацию попали «Обыкновенная история» Гоголь-центра и «Юбилей ювелира» МХТ имени Чехова с блистательными работами Олега Табакова и Натальи Теняковой.

Также нам приятно, что в этом году в конкурс прошло как никогда много спектаклей из регионов. Причем, не только из традиционно театральных Ярославля и Новосибирска, но и из городов, впервые представленных на «Маске» – Серова, Ижевска, Новокуйбышевска... Есть в конкурсе очень интересные театральные постановки из Минусинска и Красноярска, а также национальный Башкирский театр драмы со спектаклем «Черноликие», поднимающим острую проблему религиозной нетерпимости.

Эксперты «Золотой Маски» в этом году, как выяснилось, поставили рекорд, выдвинув в общей сложности 72 спектакля из 19 городов России и 212 частных номинаций. Но, к сожалению или к счастью, достойных спектаклей было больше, чем может охватить самый масштабный фестиваль. Поэтому экспертами был составлен лонг-лист, куда вошли самые заметные постановки сезона, и попадание в него – это уже признание профессионалов и «знак качества», которым можно гордиться.



Майя Крылова, член экспертного совета по музыкальному театру:

– Формируя список номинантов, эксперты музыкального театра посмотрели «живьем» и в записи 230 спектаклей из 28 театров по всей России. В шорт-лист и в лонг-лист по опере, балету, современному танцу, оперетте и мюзиклу попали как спектакли известных столичных театров и Петербурга, так и постановки из многих регионов и городов, вплоть до далекого Магадана. Несмотря на сложную обстановку вокруг фестиваля и премии, эксперты текущего призыва не ощущали никакого давления ни с какой стороны и могли позволить себе единственно правильную роскошь – отбирать спектакли по художественным критериям. Именно поэтому, с точки зрения экспертов, география и названия списка номинантов отражает радостную реальность – творческое разнообразие российского театрально-музыкального процесса в прошлом сезоне.

Шорт-лист по опере включает 13 названий. Среди них – спектакли с участием маститых деятелей, не раз участвовавших и побеждавших в конкурсе «Маски» (например, Теодор Курентзис), и постановки молодых творцов (к примеру, режиссера Екатерины Василевой, впервые попадающей на «Маску»). Отдельно хотелось бы отметить названия-редкости: это проект Элетротеатра «Сверлийцы» (цикл из нескольких опер с участием шести современных композиторов, из которого в афишу фестиваля отобраны две), и опера Филиппа Гласса «Сатьяграха», посвященная Махатме Ганди и исполняемая труппой Екатеринбургского театра оперы и балета на санскрите. Отрадно и то, что в частных номинациях тоже есть совсем новые имена, это прежде всего касается дирижерской, а также мужской и женской певческих номинаций.

Балетная афиша состоит из 12 названий. Среди них доминируют вовсе не Большой и не Мариинский театры (постановок последнего, увы, вовсе нет в балетной афише), а театры Урала: Пермь и Екатеринбург. Радует присутствие спектакля «Стальной Скок» из Саратовского оперного театра, балетная труппа которого за последнее время сделала большой шаг вперед. Балет Большого театра «Герой нашего времени», написанный Ильей Демуцким, поддерживает достаточно вялотекущую, к сожалению, практику постановки балета «крупной формы» на музыку современного композитора.

В номинации «современный танец» с её шестью названиями тоже есть дебютант «Маски» – танцевальная компания «Воздух» из Краснодара, а также спектакли многолетних участников фестиваля, Александра Пепеляева, Ольги Пона и Татьяны Багановой. Учитывая постоянные сложности с финансированием подобных проектов, особенно в регионах, афиша представляется экспертам достойной по качеству и насыщенной.

В конкурсе оперетты/мюзикла участвуют, наряду с театрами музкомедии и театрами мюзикла, «Геликон-опера» с опереттой «Прекрасная Елена» и московский драматический Театр имени Пушкина с камерным мюзиклом «О’Генри» в постановке Алексея Франдетти. По уставу «Маски» в нынешнем сезоне иностранные мюзиклы, перенесенные на российскую сцену с про принципу «кальки», как постановки не могут участвовать в конкурсе фестиваля, а вот в частных актерских номинациях – могут. Поэтому мюзикл «Призрак оперы» представлен в шорт-листах исполнителями мужских и женских ролей.

Очень важно, что в конкурсы попали два детских спектакля: мюзикл «Маугли» («Театриум» на Серпуховке) и пермская опера-«бродилка» «Путешествие в страну Джамблей» в номинации «эксперимент». И вызывает интерес итоговый список в номинации «работа композитора в музыкальном театре»: в нем очень разноплановые имена от популярного Раймонда Паулса (мюзикл «Все о Золушке») до эксцентричного Петра Айду, создавшего необыкновенную партитуру для театральных «шумовых» устройств в спектакле Школы драматического искусства «Звуковые ландшафты».

Кроме шорт-листа экспертами был составлен лонг–лист из спектаклей, которые были, что называется, «на волосок» от попадания в конкурс, но при голосовании чуть-чуть не дотянули. В него вошли 44 названия (не считая номинантов), в том числе оперы «Тангейзер» в Новосибирске и «Поворот винта» в «Новой опере». Эксперты посчитали нужным отметить их хотя бы «заочно» как значительные события прошлого сезона. Оба спектакля не могут быть показаны на фестивале по техническим причинам: «Тангейзер» не числится в афише Новосибирского оперного театра, декорации спектакля разобраны, а дирижер уехал. «Поворот винта» – это копродукция «Новой оперы» с Ирландской оперой, и по контакту с зарубежным театром спектакль был показан в Москве всего два раза. В афише «Новой оперы» он появится лишь следующей осенью.



оригинальный адрес статьи