Театральная компания ЗМ

Пресса

3 ноября 2015

«Золотая Маска»: драматический выбор

Николай Берман | Интернет-портал Teatrall.ru

3 ноября премия «Золотая маска» объявила номинантов премии за сезон 2014-2015 гг. Вручению наград будет предшествовать одноименный фестиваль, который пройдёт в Москве с февраля по апрель 2016 года, и соберёт множество спектаклей со всей России. ТеатрALL анализирует итоги работы экспертного совета по драматическому театру.

Список номинантов стал итогом работы последнего Экспертного совета, собранного ещё до «реформ» фестиваля, устроенных Министерством культуры РФ. Шорт-лист фестиваля даёт действительно полную и объективную картину российской театральной жизни – в нём есть место и традиционным спектаклям Алексея Бородина и Сергея Женовача, и визионерскому театру, и остросоциальному, и документальному. Как обычно, по количеству номинаций лидируют московские театры; пусть те, кто пытаются бороться с премией, вменяют ей это в вину – но совершенно очевидно, что Москва была и остаётся главным театральным центром страны, и такое распределение отражает реальную ситуацию.
Москва решает

Список московских номинантов вполне предсказуем: здесь и эпический «Бег» Юрия Бутусова по Булгакову в Театре Вахтангова, и долгожданные «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона в Театре Наций, и «Кто боится Вирджинии Вульф» Камы Гинкаса в МТЮЗе (кстати, этот режиссер не номинировался на премию довольно давно), и новый спектакль Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь» по мотивам пьесы Островского. Мастерская Фоменко со спектаклем Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь» участвует в «Маске» впервые после смерти своего создателя Петра Наумовича Фоменко, и это говорит о том, что оказавшийся в сложной ситуации театр начинает возвращать свои позиции.

Номинированы на премию и прошлогодние спектакли Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, «Обыкновенная история» в «Гоголь-центре» и «Юбилей ювелира» в МХТ: режиссёры отказались от участия в фестивале, но это решение относилось прежде всего к «Маске» следующего года, на которую будет отбирать спектакли новый Экспертный совет. К тому же, эти отказы пока не были оформлены официально. Если премьеры Богомолова и Серебренникова не будут сняты с конкурса по воле режиссёров, то не исключено, что у нового жюри «Маски» будет последняя возможность дать премию Константину Богомолову – режиссёр, ставший в последнее время, наверно, главным театральным ньюсмейкером, так ни разу не получил премии, а в ужесточившейся политической обстановке вряд ли будут номинирован на неё снова.

Созданный Борисом Юханановым (и сильно изменивший в прошлом сезоне расстановку театральных сил на карте Москвы) Электротеатр «Станиславский» в драматических категориях части номинирован только с одним спектаклем, «Человеческим использованием человеческих существ» знаменитого итальянца Ромео Кастеллуччи (в музыкальной части номинацию получили два из шести эпизодов оперного сериала «Сверлийцы»). Вообще интересно, что в этом году в драматическом конкурсе «Золотой маски» встречаются целых два иностранных режиссёра, которых давно и не в шутку включают в число главных гениев современного театра – Кастеллуччи и Уилсон; для обоих московские премьеры стали первыми работами, специально созданными для России.

Среди театров лидером по количеству номинаций стал обновлённый Андреем Могучим БДТ: в конкурсе большой формы сразу три его спектакля, и в истории фестиваля до сих пор такое было только один раз, в 2011 году, когда на премию вместе претендовали три постановки «Александринки». Причём спектакли это очень разные и по форме, и по своим смыслам: отвязные и бешеные «Zholdak dreams», в которых неистовый украинец Андрей Жолдак ничего не оставляет от комедии Гольдони «Слуга двух господ» и сочиняет настоящий космический триллер, «Пьяные» Могучего по философской пьесе Ивана Вырыпаева и «Человек» словенского режиссёра Томи Янежича по книге великого венгерского психолога Виктора Франкла, прошедшего через Освенцим.

«Александринка» в этот раз участвует в фестивале тоже с тремя спектаклями, но в разных номинациях. В большой форме – глобальный «Маскарад. Воспоминания будущего» Валерия Фокина, в котором попытка реконструкции легендарного «Маскарада» Мейерхольда сочетается с проекцией трагедии Лермонтова на сегодняшний день. В малой – мультимедийная «Теллурия» руководителя Новой сцены «Александринки» Марата Гацалова, спрессовывающая необъятный роман Владимира Сорокина до двухчасового сценического действа. В конкурсе «Эксперимент» - завораживающая «Земля» по мотивам фильма Довженко, плод фантазий режиссёра Максима Диденко, художницы Гали Солодовниковой, композитора Ивана Кушнира и нидерландского хореографа Селии Амаде.

Ещё два питерских театра, тоже номинированных на «Маску» не в первый раз – Театр Ленсовета с «Кабаре Брехт», в котором Юрий Бутусов соединил зонги и фрагменты из разных пьес Брехта, и спектакль Дмитрия Волкострелова «Беккет. Пьесы» по неизвестным драматическим отрывкам родоначальника абсурда, который играется в нескольких разных залах одновременно.

Регионы — не провинция

Спектакли, созданные за пределами Москвы и Петербурга, в этот раз всерьёз могут претендовать на основные награды фестиваля. Самый сложный технически и масштабный из них – поражающая воображение «Алиsа» режиссёра-художника Даниила Ахмедова из Красноярского ТЮЗа. При поддержке художественного руководителя театра Романа Феодори он создал представление со множеством трюков, полётов, танцев и волшебных превращений, вполне способное конкурировать с лучшими образцами европейского «нового цирка». Старейший в России ярославский Театр Драмы имени Фёдора Волкова покажет новый спектакль своего худрука Евгения Марчелли, «Месяц в деревне». А камерный новосибирский «Старый дом» - «Элементарные частицы», документальный спектакль Семёна Александровского и Вячеслава Дурненкова о том, как создавался Академгородок.

Сразу три театра из разных городов России участвуют в основном конкурсе «Маски» впервые, причём два из них номинированы со спектаклями большой формы – ситуация уникальная. Театр из крохотного сибирского Минусинска приедет впервые за 15 лет (номинировался в 2000 году) и на этот раз покажет «Колыбельную для Софьи», экзистенциональную притчу, поставленную Алексеем Песеговым по повести Евгения Замятина «Наводнение» и уже ставшую настоящим хитом фестивалей по всей России. Русский драматический театр Удмуртии номинирован с «Маленькими трагедиями» своего нового главного режиссёра Петра Шерешевского, радикально переосмысляющего пушкинские тексты. В Театре драмы имени Чехова в уральском городе Серове молодой режиссёр Андреас Мерц-Райков поставил необычную версию «Трамвая «Желание»» Теннеси Уильямса.
Все лучшие

В индивидуальных номинациях «Маски» всё вполне предсказуемо – на премию выдвинуты почти все режиссёры и большинство актёров, исполняющих главные роли в спектаклях основного конкурса. Неожиданно сильной и интересной получилась самая молодая из номинаций – «Роль второго плана». Если в прошлые годы в ней участвовали всего несколько актёров, то в этот раз конкуренция очень велика, а среди номинантов – действительно лучшие российские артисты, в том числе Марина Игнатова из БДТ за роль в «Пьяных», Владимир Майзингер из Ярославля за Большинцова в «Месяце в деревне», старейшина «Александринки» Николай Мартон за Неизвестного в «Маскараде» и Дарья Мороз за роль медсестры в «Юбилее ювелира».

В целом драматический конкурс «Маски» - насыщенный, серьёзный и демонстрирующий высокий профессиональный уровень Экспертного совета премии во главе с критиком Александром Висловым. Но итоги фестиваля будут зависеть в первую очередь от состава жюри, которое, вероятно, будет сформировано уже с учётом пожеланий Министерства культуры – и тут возможны любые неожиданности.



оригинальный адрес статьи