Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2008

С выпускной страстью

Татьяна Кузнецова | Коммерсант

В последний конкурсный день "Золотой маски" прошлогодние выпускники Школы-студии МХТ показали на Новой сцене МХТ свою дипломную работу "Кармен. Этюды", выдвинутую на премию в номинации "Современный танец". Автор спектакля Алла Сигалова претендует на "Маску" как "лучший хореограф". ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА готова присудить ей премию, но лишь как "лучшему педагогу".

Самое трогательное в спектакле — отсутствие амбиций. Его содержимое действительно соответствует названию — это студенческие этюды на хрестоматийные темы Мериме—Бизе. И он полностью отвечает назначению дипломной работы — показать юных выпускников так, чтобы работодатели выстроились за ними в очередь. А то, что не только работодатели — режиссеры драматических театров, но и балетные эксперты "Маски" купились на яростный студенческий драйв — это уж их, экспертов, дело.



Смотреть этот спектакль как продукт танцтеатра решительно невозможно. Не потому, что там мало двигаются: по сравнению с иными работами этого жанра "Кармен. Этюды" просто какой-то перпетуум-мобиле. И не потому, что двигаются плохо: тренированные сигаловские студенты легко обойдут немолодых мимов из какого-нибудь петербургско-ахенского "До театра". Но отделаться от мысли, что танец — второстепенный предмет для будущих драматических артистов, никак не удается.



Если бы Алла Сигалова сделала эту работу для какой-нибудь профессиональной труппы, тут раздражало бы многое. И ограниченная моторика движений, и иллюстративность танца, и однозначность жестов, и пафосная декларативность, и убогое содержание — весь миф "Кармен" свелся к опасной "игре горячей плоти" подросших, но еще не повзрослевших тинейджеров. Но в исполнении студентов пороки спектакля вызывают только умиление — именно потому, что соразмерны человеческому опыту исполнителей.

Десять парней и пять девиц разбиты на тройки — в каждой разыгрывается свой любовный треугольник. В экспозиции все равны: пять Кармен (по ухваткам скорее "маленьких Вер" из перестроечного фильма Василия Пичула) проверяют свои чары сразу на двух кавалерах, радостно провоцируя их соперничество и драки. Но лишь в одной тройке девчонка окажется такой отчаянной и последовательной, а один из парней таким цельным и наивным, что дело дойдет до смертоубийства. К счастью для логики этого спектакля тинейджер Хозе не до смерти придушит свою малолетнюю Кармен: компания приятелей попрыскает ей водой в лицо, девчонка откроет испуганные глаза и приникнет к груди своего несостоявшегося (и донельзя счастливого от этого) убийцы: бьет — значит любит.

Надо сказать, что, судя по "Кармен. Этюдам", вчерашние студенты преуспели в танцах даже больше, чем в драме. Лицами они страшно переигрывают: гримасничают, таращат и закатывают глаза, раздувают ноздри и кусают губы. Бедный Хозе (Игорь Теплов) в кульминационные моменты словно переживает приступ язвенной болезни, главная Кармен (Ксения Васильева) стреляет глазками, как Анка-пулеметчица, а заместитель тореадора Эскамильо (Владимир Моташнев), напротив, столь сдержан в мимике, что, кроме ошеломленного испуга втянутого в неприятности маменькиного сынка, прочитать на его лице ничего не удается. Ансамбль никак не складывается, из-за актерского разнобоя проваливается один из главных эпизодов — сцена гадания, которую Алла Сигалова выстроила на многозначительной статике. Три центральных персонажа вокруг железного стола: перекрестье взглядов, фиксированные позы, выпады лаконичных жестов, но актеры, лишенные подпорки моторных движений, не в состоянии заполнить своей энергетикой возникшую пустоту.

И все же "Кармен. Этюды" научили вчерашних студентов не только свободно двигаться и лихо танцевать. Теперь они знают цену жеста, понимают значение смены ритма в спектакле, умеют держать паузу, сохраняя сценическое напряжение, осознают роль формы и приучены к дисциплине. Педагог-балетмейстер Сигалова умно и находчиво использует все возможности своих студентов, ребята здорово справляются с непрофильной работой — и критик поневоле превращается в болельщика. Заразительный спектакль пользуется законным успехом: уже год, как выпускники МХТ служат в разных театрах, а их дипломная работа все идет на Новой сцене с неизменным аншлагом. Но сталкивать студентов с профессионалами в борьбе за "Маску" по меньшей мере некорректно.







оригинальный адрес статьи