Театральная компания ЗМ

Пресса

3 ноября 2015

Рекорды и прогонзы: кто возьмет «Золотую Маску» в этом году

Юлия Чечикова | Интернет-портал M24.ru

Сегодня в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоялась пресс-конференция, на которой были объявлены номинанты на очередную "Золотую маску". О масштабах и интенсивности работы Экспертного совета красноречиво говорит статистика: отсмотрено 774 спектакля из сотни городов России. В шорт-лист вошли 72 постановки 54-х театров.

Конкурентоспособная провинция и заграничные гости
Экспертный совет продолжил практику прошлого года, обнародовав не только шорт-лист номинантов, но и лонг-лист спектаклей, которые обсуждались, но не получили большинства голосов. Через решето жестких требований экспертов в число соискателей прошли театры Ижевска – Русский драматический театр, а также Серова – Театр драмы имени Чехова. Оба участвуют в "Золотой маске " впервые, фигурируют в крупных номинациях, самая престижная из которых – "Драма. Спектакль большой формы". Ижевск привезет в Москву "Маленькие трагедии", Серов – "Трамвай "Желание". Среди их конкурентов в том числе и интернациональные команды. Председатель Экспертного совета драматического театра Александр Вислов отметил вовлеченность в российские театральные процессы зарубежных режиссеров, что безусловно является одной из тенденций "Маски" этого года. Среди номинантов настоящие мировые величины: Андрий Жолдак (Zholdak Dreams, БДТ имени Товстоногова), Ромео Кастеллуччи (Электротеатр Станиславский, "Человеческое использование человеческих существ"), Роберт Уилсон ("Сказки Пушкина", Театр наций). В режиссерской номинации 23 фамилии: Иван Поповски, Дмитрий Крымов, Дмитрий Волкострелов, Юрий Бутусов, Алексей Бородин. Константин Богомолов и Кирилл Серебренников также попали в список – первый со спектаклем, поставленным к 80-летию Олега Табакова – "Юбилей ювелира", второй – с "Обыкновенной историей".

Уже после официальной части конференции, Александр Калягин рассказал о своем отношении к ситуации, связанной с процессом модернизации "Маски": "Все меняется – проводятся реформы образования, здравоохранения – и мы все к этому нормально относимся. Как только взялись "Золотую маску" реформировать, все вдруг вздрогнули. Что вы вздрагиваете? Это нормальные живые творческие процессы. Больше ничего. Эксперты – живые люди. Они должны слушать и зрителя. Экспертное жюри ошибается – и это нормально. Если спектакль получает "Маску", но не прошел у зрителя, то экспертам это урок".

Новые рекорды среди номинантов
Екатерина Бирюкова, председатель Экспертного совета музыкального театра, совершенно справедливо заметила, что претензии, касающиеся привилегированного положения на "Маске" столичных и питерских коллективов не работают, если говорить об опере и балете. Этот сегмент мощно представлен городами Урала. Абсолютный лидер здесь – Пермский театр оперы и балета, побивший в этом году свой предыдущий рекорд – 26 номинаций против предыдущих 18. Из них девять у "Сказок Гофмана" режиссера Катерины Евангелатос, четыре – у версии "Дон Жуана" Валентины Карраско с Симоне Альбергини в заглавной партии. Пять номинаций – у балетного диптиха "Оранго" и "Условно убиты" на музыку Шостаковича. Самые скромные три номинации – у постановки Дагласа Ли "Когда падал снег", балета, входящего в вечер британской хореографии "Зимние грезы". Также четыре раза фигурирует в списке опера-квест "Путешествие в Страну джамблей", экспериментальное полотно, созданное Петром Поспеловым, которого широкая аудитория знает как музыкального критика.

Всего за лауреатство поборются тринадцать спектаклей: шесть московских, два питерских, пять – из регионов. Честь столицы будут отстаивать Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко ("Медея", "Хованщина"), Большой театр ("Свадьба Фигаро"), "Новая опера" ("Ромео и Джульетта") и присоединившийся к ним Электротеатр Станиславский ("Сверлийцы" II, V).

Бирюкова упомянула еще одну работу, которая могла бы претендовать на "Маску", но по причинам, вышедшим далеко за рамки театрального сообщества, не получила возможности оказаться в числе номинантов. "Самый резонансный спектакль – не столичный "Тангейзер". Его в номинациях нет, этот спектакль больше не существует – он снят с репертуара. Десять человек из одиннадцати в Экспертном совете его видели. Это наша боль, мне очень жалко". Впрочем, совет не мог не отметить спектакль Тимофея Кулябина, с художественной точки зрения заслуживающий внимания, поэтому было принято решение включить в лонг-лист премии.

Позитивные тенденции – к примеру, обилие новой музыки, созданной специально для театра – также отображены в перечне номинаций. Особо Бирюкова отметила масштабный проект Электротеатра Станиславский "Сверлийцы", многочастный, объединенный темой, философией и бэкграундом. Критики столкнулись с трудностью, вытекающей из самой дробной структуры "Сверлийцев" – части с их режиссерским и музыкальным решением все-таки неравнозначны. "Мы придумали компромиссный вариант, – сообщила Бирюкова. – Несмотря на то, что театр позиционирует все пять вечеров как единый проект, мы попытались разбить его на несколько частей, по каждой голосовали, обсуждали и остановились на двух – Второй (Борис Филановский) и Пятой (Владимир Раннев)".

Композиторская номинация, в прошлом году представленная только двумя фамилиями (лауреата определить так и не удалось), в этот раз включает шесть имен. Помимо упомянутых Филановского и Раннева, "Маску" могут получить 32-летний Илья Демуцкий (на фото), уроженец Санкт-Петербурга, громко дебютировавший в Большом театре с партитурой к балету "Герой нашего времени", клавесинист Петр Айду, Петр Поспелов и Раймонд Паулс.

"Список композиторской номинации чуть нахальный, – сказала Бирюкова. Предвижу, что он будет обсуждаться композиторской братией. Но мне нравится присутствие разных стилей, что характеризует срез сезона. Хотелось бы подчеркнуть, "Золотая маска" – это не соревнование композиторов и партитур, а соревнование театральных работ".

Еще одна интригующая номинация – "Лучшая работа дирижера". Лауреат "Золотой маски" прошлого года – Теодор Курентзис, худрук Пермского театра оперы и балета имеет возможность повторить успех – как и в прошлом году, он дважды фигурирует в числе соискателей. Конкуренцию деятельному маэстро составят девять человек – его пермский коллега Артем Абашев, представитель старшего поколения Александр Лазарев, эксперт в области современной музыки Филипп Чижевский. В списке также Феликс Коробов, Уильям Лейси, Андрей Лебедев, Александр Анисимов, Евгений Волынский, Оливер фон Донаньи.

"В этой номинации есть и звезды, и совершенно неизвестные имена, музыканты из столицы, из провинции, разных возрастов и культур, – пояснила Екатерина Бирюкова. – И, по-моему, раньше такого не было. Очень радует, что хороший дирижерский уровень представлен в таком количестве. Мы все знаем, что здесь традиционно не хватает одного имени – это Валерий Гергиев, который давно отказался номинироваться на "Маску". Он был единственным лидером, с которым тогда было сложно конкурировать. Сейчас ситуация изменилась".

Следующая ключевая для "Золотой маски" дата – 7 декабря, день, когда будут обнародованы составы жюри.




оригинальный адрес статьи