10 ноября 2015

«Рождество» наступило в ноябре

Сергей Виноградов | Газета «Речь»

Билеты на все четыре показа спектакля московского Театра им. Пушкина были раскуплены за несколько недель до приезда труппы в Череповец. Те, кто не попал в Камерный театр, смогут увидеть «Рождество...» на большом экране: спектакль снимут на пленку.

Где и показывать камерный мюзикл, как не в Камерном театре. Однако в беседе с журналистами директор Театра имени Пушкина Анна Волк после комплиментов красоте и уютности Камерного театра признала: для «Рождества О’Генри» он слишком велик. «В Москве мы играем его в крохотном зале филиала театра, — сказала она. — Можно сказать, что в Череповце мы вышли на большую сцену». Камерную форму Театр имени Пушкина, прошлой осенью поразивший череповецкого зрителя бессловесным спектаклем «Материнское поле», выбрал вовсе не потому, что не надеялся продать билеты. Бедные каморки окраины Нью-Йорка, в которых происходит действие спектакля, затерялись бы на большой сцене. В Камерном театре, дабы подчеркнуть тесноту комнатушек, опустили черный занавес до половины. Пятеро актеров и четыре музыканта живого оркестра разыграли на сцене постановки двух рассказов американского классика О. Генри. Мюзикл Питера Экстрома «Рождество О’Генри» шел в Штатах 17 лет и заработал статус лучшего мероприятия для семейного просмотра. Перенести его в Москву задумал актер и режиссер Алексей Франдетти, большой поклонник и энтузиаст «легкого жанра» — он сам перевел либретто на русский язык и сам же поставил его на сцене филиала Театра имени Пушкина. В этой постановке все необычно и все заново, но сюжет известных рассказов О. Генри почти не пострадал. Для фестиваля лучших спектаклей «Золотой маски» в Череповце, который открылся в шестой раз при поддержке компании «Северсталь», камерный мюзикл «Рождество О’Генри» уникален не только необычным жанром, но и тем, что он является номинантом театральной премии «Золотая маска» текущего сезона. Раньше череповчане смотрели спектакли, уже награжденные «маской». Теперь же у череповецких зрителей, кому посчастливилось достать билет, есть за кого болеть весной будущего года. «Рождество...» получило шесть номинаций на премию (в том числе две номинации на лучшую женскую роль), и президент фестиваля Георгий Тараторкин на пресс-конференции назвал спектакль одним из наиболее заметных явлений года на российской сцене. Режиссер постановки Алексей Франдетти рассказал череповецким журналистам, что спектакль будет снят на пленку для показа на большом экране и на телевидении. По его словам, это будет качественная музыкальная картина в традициях старого доброго кино, по которому все соскучились. «Вокруг мюзиклов сложились стереотипы: это обязательно широко, громко, дорого и много перьев, — сказал режиссер. — Мы хотим разрушить штампы и показать, что мюзикл может быть камерным».

Зрителей пустили в зал лишь за десять минут до начала спектакля. Артисты, играющие молодую пару, уже были на сцене: она вязала, он перебирал бумаги. Зрители, пробиравшиеся к своим креслам в полутьме (огромная люстра Камерного театра была погашена по велению сценографии), не сговариваясь, перешли на шепот. Когда все уселись, герои отложили вечерние дела и легли спать. К счастью, спали недолго — утро, а вместе с ним и действо началось спустя пару минут. Артисты принимались петь неожиданно, и всякий раз песня являлась продолжением диалога или раскрывала чувства. Было заметно, что на сцене играют драматические актеры, а не профессиональные певцы. В первом акте артисты представили постановку рассказа «Дары волхвов» — историю о молодоженах, продавших самое дорогое, что у них было, чтобы купить своей второй половине подарок на Рождество.

После антракта квартирка стала двухкомнатной, распространившись вглубь сцены. Вместо семейной пары в декорации «въехали» две молодые художницы, а в соседней квартире, скрытой от глаз зрителей, поселился их вечно нетрезвый коллега. Второй акт был отдан сценическому воплощению рассказа «Последний лист» о беззаботных художниках, которые оказываются настоящими друзьями и спасают заболевшую соседку от верной смерти.



оригинальный адрес статьи

Пресса