18 ноября 2015

Восемь разводов без единого антракта

Сергей Виноградов | Интернет-издание 35media.ru

Две постановки столичных театров, шесть аншлаговых показов на двух сценах города, более 3,5 тысячи зрителей — таким стал шестой фестиваль спектаклей, отмеченных премией «Золотая маска». Фестиваль прошел при поддержке компании «Северсталь».

«Я скучаю по тебе»

Фестиваль завершился в минувшие выходные показами спектакля «С любимыми не расставайтесь» в постановке московского ТЮЗа. Когда занавес ДК «Строитель» открылся, могло показаться, что монтировщики ТЮЗа объявили забастовку и бросили декорации как попало. На подмостках, нарочито покатых и обтянутых мягким зеленым ковром, стояли телефонная будка, чугунная ванна и обшарпанная дверь, валялась пара стульев, фотографии висели на бельевой веревке. Замысел художника стал понятен, когда начался спектакль. Разнородные предметы позволяли вести действо нескольких сцен одновременно (или последовательно), не меняя декораций. А к монтировщикам никаких претензий — корреспонденту «Речи» рассказали, что подмостки и сценический антураж устанавливали почти двое суток. Декорации не устанавливались с начала июня, спектакль не игрался более пяти месяцев, и актерам пришлось заново входить в мир советского судебного заседания и семейных склок. «У нас сегодня как будто маленькая премьера», — услышал корреспондент «Речи» за кулисами от одного из участников постановки.

Большая часть действия происходит в суде, где слушаются дела о расторжении браков и разделе имущества. В течение двух часов зрители наблюдают восемь разводов (один за другим без крохотного антракта) и последствия некоторых из них. В центре спектакля — развод супругов Лавровых.

Причина туманна для самой пары: Катя пришла с вечеринки поздно, Митя мучит ее подозрениями, которые она в силу то ли гордости, то ли упрямства не хочет ни подтверждать, ни опровергать. Этот разрыв счастья никому не приносит — Митя бегает по городу в поисках «разлучника», а Катю расставание доводит до психушки. Другие жертвы Семейного кодекса тоже не считают развод праздником и освобождением. В финале нарастающее напряжение прорывается страдальческим криком всех героинь спектакля (к слову, в спектакле заняты более 20 актеров): «Я скучаю по тебе». Эффект такой силы, что полминуты зрители смотрят на закрытый занавес, не в силах ни аплодировать, ни подняться с кресел. «Нередко зрители говорят, что им было больно смотреть наш спектакль, — сказала журналистам исполнительница роли судьи Виктория Верберг. — Я их понимаю. Ситуации, которые раскрываются на сцене, были или есть у каждого человека. Сколько в нашей жизни того, что не сбылось и не сбудется уже никогда».

Те, кто видел одноименный кинофильм по пьесе советского драматурга Александра Володина (с Абдуловым и Алферовой в главных ролях), увидели в спектакле несколько новых сцен. После спектакля режиссер Генриетта Яновская объяснила, что некоторые монологи и персонажи в пьесе отсутствуют и добавлены из других текстов Володина.

Во время прощальных поклонов, которые, судя по продолжительности и наличию мизансцен, актеры репетировали наравне со спектаклем, на сцену вышла главный режиссер московского ТЮЗа Генриетта Яновская. Прекратив аплодисменты властной рукой, она призналась в том, что совещалась с актерами, стоит ли ввиду трагедии в Париже выходить на поклоны, и объявила минуту молчания в память о людях, которые «вчера, как обычно, вышли из дома, но никогда не вернутся домой».

Счастливы вместе

Для журналистов встреча с ТЮЗом спектаклем не завершилась, в одном из залов прошла пресс-конференция с актерами и главным режиссером, а также легендарным режиссером Камой Гинкасом, который сопровождал супругу Генриетту Яновскую в поездке. Блистательная театральная пара, чьи имена навсегда вошли в историю российского театра, провела в Череповце два дня, оставшись незамеченной для большинства горожан. Журналисты задали множество вопросов о главной идее спектакля, а авторы постановки более получаса рассуждали о причинах расставаний любящих людей. Но достаточно было внимательно понаблюдать за Гинкасом и Яновской, отметившими в прошлом году золотую свадьбу, чтобы понять, на чем держатся долговечные браки. А именно — на понимании (с полуслова, полувзгляда и полужеста) и ежесекундной заботе. Он объясняет ей вопросы, которые она не услышала, она продолжает его недосказанную мысль, он подбрасывает ей на ухо нужное слово, она успокаивает его поглаживанием по руке, когда он раздражается после одного из журналистских вопросов. Он резковато обрывает один из ее рассказов фразой «да перестань, кому это интересно» и поправляет ее шарф.

Отповедь журналистам чета Гинкас — Яновская дает дважды. Услышав в голосе корреспондента удивление по поводу того, что ТЮЗ привез серьезный спектакль, а не сказку «Репка», Генриетта Яновская реагирует: «Ненавижу отвечать на этот вопрос». А Кама Гинкас поддерживает бомбардировку с другого фланга. «Вы читать умеете? Наш театр называется МТЮЗ, а не Театр юного зрителя, официальное название у театра такое». Уняв негодование мужа, главный режиссер спокойно и с явным удовольствием рассказывает о «репках» и прочих постановках для самых маленьких. По ее словам, в МТЮЗе малыши учатся состраданию. «Когда в „Кошкином доме“ Кошка раздает голодным зверям хлеб, хотя сама голодная, наши трехлетние зрители перестают плакать и шебуршить, зал замирает», — говорит Генриетта Яновская.

Второй раз в ее голосе появляется страсть, когда она слышит эпитеты «вычурно» и «сгустили краски» в адрес постановки «С любимыми не расставайтесь».

— Никаких красок я не сгущала, это жизнь, и она оборачивается к нам самыми разными своими сторонами, — заявила Генриетта Яновская. — Театр — не бытовая картинка по поводу, а воплощение крайнего состояния. Этот спектакль о том, как у людей дико, глупо и нелепо ломается жизнь. Браки распадаются по идиотской причине, хотя люди могли быть счастливы вместе. И этот абсурд и бред, с которым ежедневно сталкивается судья, никак не примирить. Интересно, что спектакль одинаково хорошо принимают в разных городах России и всего света — смеются, плачут. Должна признаться в том, что мы очень любим ездить по России, правда. Та реакция, которую мы видим в различных залах нашей страны и других стран мира, поддерживает нас и радует. Мы понимаем, что мы вам нужны. И вы нам нужны.



оригинальный адрес статьи

Пресса