6 ноября 2015

Зрелищ и зрелищ!

Анна Гриневич | Интернет-портал Rk.karelia.ru

В Петрозаводске прошел фестиваль «Золотая маска». Мы смогли своими глазами увидеть спектакль Льва Додина, посмотреть на то, как виртуозно шутят в Театре Наций, а в РАМТе превращают страшные сказки Афанасьева в современный остроумный спектакль для детей и взрослых.

«Три сестры»

Редкий драматический театр хоть раз за всю историю не ставил «Трех сестер». Пьесу адаптируют под себя, под время или под оригинальную идею режиссера. «Три сестры» представляют и лирической драмой, и комедией. Смельчаки играют «Трех сестер» без текста. Лев Додин пошел еще дальше – он оставил все, как было при Чехове сто с лишним лет назад. Во всяком случае, такое ощущение есть.

Это не про нас как будто бы история, а про ту семью, которая где-то там живет в глуши, придумала себе Москву и никак не может без нее стать счастливой. Мы-то не такие – нам на телеграфе не работать и женихов в дуэлях не терять. И до Москвы можно доехать за ночь, и на танцах познакомиться с кем-нибудь, и итальянский на курсах можно выучить, и по путевке съездить в Рим и Венецию. Вот сколько у нас возможностей, нам ли печалиться!

Но тут ты приходишь в театр и, возможно, впервые понимаешь, что ты, наконец, дожил до Чехова. Потому что внутренний конфликт пьесы, оказывается, связан с тобой не отвлеченно. Что тоска этих людей на сцене – это твоя собственная тоска. Работать или не работать – все равно, любовь мучительна, а ее отсутствие еще хуже. И что-то значительное мы уже не совершим, потому что полны рефлексии. И перспектива будущей радости очень неопределенна.

Каждый из актеров, занятых в спектакле, на своем месте. Елизавета Боярская, выходы которой наши зрители пытались из зала снять на мобильные телефоны, никак, к счастью, не выделяется в постановке. Каждый герой – лишь колесико в этой истории. Некоторое исключение составляет актер Сергей Курышев, играющий доктора Чебутыкина. Он выступает настолько мощно, что в финале кажется, что именно Чебутыкин и закрутил все это представление, точно так же, как в последней сцене спектакля он завел свои часы.

«Шведская спичка»

На то, чтобы разобраться со своей тоской, дается два дня. В Театре Наций «Шведскую спичку» Чехова рассказывают как анекдот: Холмс и Ватсон, Пуаро и Гастингс, следователь Чубиков и его помощник Дюковский расследуют убийство: кто-то задушил поручика подушкой, вытащил тело через окно в сад, разбросал сапоги и сгинул вместе с трупом. Кто это сделал? Версии Дюковского комментирует хор – пестрая компания музыкантов, выступающая и за героев действия.

Тут начинается детектив в духе Агаты Кристи с поправкой на национальное пьянство, цыган, аккордеоны с балалайками, разгильдяйство и меланхолию. Очень весело и быстро развивается действие, превращая в финале детектив совсем в другую историю.

Спектакль «Шведская спичка» — дебют режиссера Никиты Гриншпуна, выпускника мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе. Представление было удостоено премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот» и Гран-при международного фестиваля в Ницце. В Москве на «Шведскую спичку» не достать билетов, а нам просто повезло.

«Бесстрашный барин»

Наверное, и «Шведская спичка», и спектакль театра РАМТ «Бесстрашный барин» создавались из актерских этюдов. Каждая сцена – отдельный задорный мини-спектакль. Здесь все превращаются во всё. Милые люди, только что плетущие какое-то рукоделие на деревенской посиделке, начинают превращаться в мертвых колдунов, чертей и висельников. Дети в зале хохочут, когда повешенный в паре с другим мертвецом бегут за телегой.

Тексты сказок Афанасьева вообще не для слабонервных. Между тем, оказывается, они вполне пригодны для сцены. Главное – как посмотреть.

Режиссер Марфа Горвиц посмотрела на этот материал как терапевт и психолог. Созданная ею антистрашилка разгружает психику как детей, так и взрослых, предлагая смеяться над страшным. Потом здесь есть полезная идея о том, что во всяком деле нужно соблюдать меру, и мораль эта благодаря актерским импровизациям звучит без дидактики. Фестивальные спектакли «Золотой маски» привозят в Петрозаводск уже в третий раз. Цены на билеты демократичные. Впечатление остается надолго. В этот раз показы спектаклей, обеспеченные зрителям благодаря помощи Министерства культуры РФ, были поддержаны также благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Проведение программы в Костомукше было бы невозможно без поддержки предприятия «Карельский окатыш» компании «Северсталь». Большое им спасибо и отдельная благодарность администрации Музыкального театра за сотрудничество с нашим изданием.



оригинальный адрес статьи

Пресса