Театральная компания ЗМ

Пресса

10 апреля 2008

Одноклассники против колхозников

Мирина Шимадина | Коммерсант


На фестивале "Золотая маска" стартовала конкурсная программа в номинации "Мюзикл и оперетта". Первыми были показаны спектакли двух театров музыкальной комедии: "Самолет Вани Чонкина" из Хабаровска и "www.Силиконовая дура.net" из Екатеринбурга. Их посмотрела МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА.

Екатеринбургский театр музыкальной комедии привез на "Маску" молодежный мюзикл с эпатажным названием "www.Силиконовая дура.net", написанный известным уральским музыкантом Александром Пантыкиным по заказу театра. Худрук "Музкомедии" Кирилл Стрежнев, стремясь омолодить аудиторию театра, решил создать спектакль о жизни сегодняшних школьников, в котором бы звучали современные ритмы. Театр провел кастинг среди студентов Екатеринбургского театрального института: ведь по возрасту актеры должны были соответствовать своим героям. Создатели спектакля попытались аккумулировать в нем все острые темы, проходящие сегодня по ведомству "трудного взросления". Главная героиня, положительная во всех отношениях Нора, находит свою первую любовь в чате, не подозревая, что таинственный мистер Х — ее одноклассник, ботаник по кличке Линза. По недоразумению она отдается его отцу, старому ловеласу, который не прочь воспользоваться ошибкой девушки. Эта любовная драма разворачивается на фоне министерской проверки, которая с помощью системы тестов пытается вычислить среди учеников неблагонадежный элемент.



Но стремление авторов как можно правдивее изобразить мир современных тинейджеров приводит к карикатурному результату —- слишком уж незатейливо, в лоб проиллюстрированы все эти расхожие представления о нынешних мальчишах-плохишах, малолетних стриптизершах и очкастых компьютерных гениях. Впрочем, эта прямолинейность заложена и в самой музыке. Вполне естественно, что в молодежном мюзикле Александр Пантыкин использовал модные музыкальные течения, такие, как рэп и хип-хоп, вот только драйва, которого можно было бы ожидать от подобного спектакля, почему-то не ощущается. Так что "силиконовое" название вполне отражает суть постановки: хоть похоже на правду, но все же не она.



А вот Хабаровский театр музыкальной комедии, который приехал на "Маску" впервые, приятно удивил. Мюзикл "Самолет Вани Чонкина" Владимира Дашкевича и Юлия Кима был написан уже лет десять назад, но по-настоящему прозвучал только теперь. Хорошая литературная основа для мюзикла если не гарантия, то весьма существенный задел для успеха. Роман Владимира Войновича и музы поэта и композитора, кажется, просто созданы друг для друга. Тонкий мелодист Владимир Дашкевич и ироничный, склонный к поэтическому просторечью Юлий Ким помогли героям "Чонкина" запеть так, будто они всегда только этим и занимались.

Здесь у каждого персонажа своя тема, своя музыкальная характеристика: крестьяне колхоза "Красный хомут" чешут скабрезные частушки про Ленина, пьющая председательница затягивает народную лирическую, "соколов советской авиации" встречают оптимистическим маршем, а вечно гонимые Циля и Мойша все бредут в свой Иершалаим под тоскливый иудейский напев. Сам Иван Чонкин в спектакле напоминает Бумбараша — такой же веселый жизнелюбивый солдат, который хочет жить, а не геройствовать.

Московский режиссер Владимир Оренов, поставивший "Чонкина", верно уловил интонацию мюзикла. Музыкальные номера дополнились выразительными танцами (чего стоит один танец чекистов, с грацией бегемотов изображающих из себя суперагентов). А промежуточные диалоги превратились в юмористические репризы совсем не "аншлаговского" уровня. Спектакль подкупает вкусной подробностью, рукотворностью, где каждая деталь продумана и любовно поставлена на свое место: и эти грубые колхозные телогрейки с кокетливыми цветастыми вставками, и вязанье в руках у Чонкина, и сортир с серпом и молотом на крыше, и племенной бык в защитной танковой маскировке, и капризные интонации карикатурного Гитлера, не поделившего со Сталиным Европу, будто песочницу.

А иногда и ошарашивает: вдруг посреди этого лубочного балагана, словно сновиденья, возникают танцоры в бальных платьях и кружатся в венском вальсе. Так Владимир Оренов размышляет на тему, зачем России оперетта. Спектакль и начинается с одноименного стихотворения Юрия Ряшенцева, которое читает с экрана актер Александр Филиппенко. Режиссер делает вывод, что легкий жанр (назовем ли мы его мюзиклом или опереттой) — это наша мечта и печаль о другой, лучшей жизни, которой никогда не будет. Поэтому в финале Ваня Чонкин улетает от неминуемой гибели на своем самолете в натуральную величину куда-то прочь, в неизвестность. Хотя мы прекрасно понимаем: широка страна родная, да лететь некуда.


оригинальный адрес статьи