Театральная компания ЗМ

Пресса

1 февраля 2016

Что смотреть на фестивале «Золотая Маска»

Алексей Киселев | Интернет-издание Daily.afisha.ru

«Афиша» составила краткий путеводитель по самому масштабному театральному фестивалю страны.

С 4 февраля по 16 апреля в Москве пройдет фестиваль «Золотая маска» — это без малого сотня лучших спектаклей со всей страны: оперных, драматических, танцевальных, кукольных и таких, которые не поддаются жанровой классификации. Несмотря на напряженные отношения фестиваля с Министерством культуры, программа 2016 года, как всегда, разнообразна и удивительна. Парадную ее часть составляют московские премьеры прошлого сезона, поэтому в нашем путеводителе только спектакли из других городов; то есть те, которые вряд ли еще когда-нибудь представится возможность увидеть в Москве.

Драма

Безусловный чемпион прошлого сезона по количеству выдающихся спектаклей — переживающий второе рождение петербургский БДТ им. Товстоногова. Сразу три спектакля театра, руководимого Андреем Могучим, вошли в шорт-лист премии и программу фестиваля: «Пьяные» (новая классика — Могучий ставит Вырыпаева), «Zholdak Dreams: Похитители чувств» (психоделический шедевр Андрия Жолдака) и «Человек» (стерильный перформанс словенца Томи Янежича по Виктору Франклу). Другое откровение из Петербурга — «Маскарад. Воспоминания будущего» Александринского театра: Валерий Фокин помещает лермонтовского Арбенина в пятое измерение, знакомя с Мейерхольдом и документальным театром.

Открытие сезона — маленький театр «Грань» из Новокуйбышевска: на «Золотую маску» в шести номинациях выдвинут хрупкий полупьяный спектакль «Таня-Таня», по качеству эстетической энергии напоминающий о ранних вещах «фоменок». Из драматического театра города Серова, тоже впервые оказавшегося в шорт-листе премии, едет разнузданный и уморительный «Трамвай «Желание» (режиссер — Андреас Мерц-Райков). Нельзя пропустить также ярославский «Месяц в деревне» (Театр им. Федора Волкова) — Евгений Марчелли поставил пьесу Тургенева как комедию положений с трагическим подъемом.

Опера

Пермский театр оперы и балета в этом году побил все рекорды по количеству номинаций. Например, опера «Сказки Гофмана» выдвинута сразу по девяти позициям. Это спектакль гречанки Катерины Евангелатос про Гофмана, путешествующего во времени. Пермский «Дон Жуан» Валентины Карраско номинирован четырежды; отличный повод услышать Моцарта в интерпретации Теодора Курентзиса. Другой любопытный феномен едет из Екатеринбургского театра оперы и балета — опера Филипа Гласса на санскрите «Сатьяграха» в постановке Тадеуша Штрасбергера. Кроме того, афиша «Золотой маски» этого года дает редкую возможность сравнить двух выдающихся «Пиковых дам»: Самарского и Мариинского театров.

Балет и современный танец

Диптих Пермского театра оперы и Балета «Оранго. Условно убитый» получил пять номинаций на «Золотую маску». Это постановка Алексея Мирошниченко (за пультом — Теодор Курентзис), ставящая рядом недописанный балет Шостаковича про человека-орангутанга, одноактовый советский балет про химическую оборону и серию эстрадных опусов 1930-х годов. Столько же номинаций у екатеринбургской версии «Тщетной предосторожности», удивительной реинкарнации стародавнего комического балета Мариуса Петипа. В категории «Современный танец» много загадочного и интригующего вроде стендап-балета из Екатеринбурга «Моя любовь/Моя жизнь». Из числа завсегдатаев номинации — костромская команда «Диалог Данс» с новой неосентиментальной вещью «Pastime Paradise» про внутреннего ребенка и, к примеру, Ольга Пона, именитый хореограф из Челябинска, с напряженным спектаклем «Встречи» — коллекцией пластических образов тотальной безысходности.

Кукольные спектакли

Все кукольные спектакли в программе «Золотой маски» этого года — для взрослых. Исключение составляет разве что московский «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре им. Образцова, ориентированный скорее на старшеклассников. Главное открытие в списке номинантов — «Сияющая в ночи» курганского театра кукол «Гулливер»: медитативное безмятежное творение без слов, сочиненное японским режиссером Еити Нисимурой. Тем временем «Толстая тетрадь» (режиссер — Александр Янушкевич) Пермского театра кукол являет собой не что иное, как ницшеанский триллер про двух юных сверхлюдей на голодных европейских задворках периода Второй мировой войны. Здесь как минимум можно наглядно убедиться, что кукольный театр — это не обязательно Петрушка над ширмой, но, например, оживление предмета, комбинации фактур, масштабов, чудеса бутафории и удивительные условия актерского существования. Совсем другое дело — крошечный спектакль «Ваня» петербургского театра Karlsson Haus. Единственный актер здесь управляется с маленькими деревянными фигурками и переживает при этом неизъяснимую внутреннюю трагедию. Его рассказ — о некоем русском богатыре Ване, который отправляется спасать родину от дракона, — обращен, кажется, не к зрителю, а к мирозданию. Это обстоятельство, видимо, и принесло самому спектаклю, режиссеру Алексею Лелявскому и артисту Михаилу Шеломенцеву по номинации на «Золотую маску».

Детские спектакли

Отдельной номинации для детских спектаклей на «Золотой маске» не предусмотрено, зато имеется специальная внеконкурсная программа «Детский Weekend» — новые и лучшие спектакли для детей со всей страны. В их числе, например, трехчасовой «Малыш и Карлсон» петербургского театра «Мастерская»: мюзикл, на котором дети визжат от смеха, а взрослые впервые отчетливо понимают, что сказка Астрид Линдгрен — про плохих родителей, одиночество и шизофрению. Из новосибирского театра «Глобус» едет политически ангажированный «Король Матиуш» — спектакль Полины Стружковой, самого востребованного в России режиссера детского театра; здесь юные зрители вмешиваются в действие и обличают героев в лицемерии, коррупции и жульничестве (так победим). Но и в списке номинантов встречаются детские зрелища. Такова «Алиsа» Красноярского ТЮЗа — оживший бессловесный мультфильм с элементами цирка, поставленный художником Даниилом Ахмедовым. А причудливое «Путешествие в страну Джамблей» (композитор — Петр Поспелов, режиссер — Вячеслав Игнатов) Пермского театра оперы и балета тем временем выдвинуто в самой безумной номинации «Золотой маски» под названием «Эксперимент»; дело в жанре. Это детская кукольная опера-бродилка.

Мюзиклы

Москва задает тон в номинации «Оперетта/Мюзикл». Здесь грациозное «Рождество О.Генри» Театра им. Пушкина, ироничный «Все о Золушке» Театра мюзикла и детский «Маугли» в «Театриуме на Серпуховке». Из других городов экспертный совет «Золотой маски» отобрал только два зрелища под стать — из двух Театров музкомедии: петербургского и новосибирского. Петербургская «Голливудская дива» — стилизованная реинкарнация оперетты «Аксель у врат небесных» про американскую киноиндустрию 30-х. Новосибирский «Вий» — новая попытка создания отечественного мюзикла; в наличии пляски запорожских казаков, нагнетающие мистический трепет спецэффекты и история любви.



Экспериментальный театр


Все, что не влезает в общепонятные театральные категории, встречается в номинации «Эксперимент». Тут все совсем разное. Помимо московского пешеходного аудиоквеста «Remote Moscow» (Rimini Protokoll) и спектакля про слепоглухоту «Прикасаемые» (Театр наций и фонд «Со-единение»), здесь можно встретить баскетбольно-хореографическую фантазию Максима Диденко на основе фильма Александра Довженко «Земля» (Александринский театр) и крайне редко исполняемое шумовое зрелище «Звуковые ландшафты» Петра Айду («Школа драматического искусства»). Впрочем, экспериментальность — категория едва уловимая и в той или иной степени имеется во всех основных номинациях. Охотникам за этакими театральными формами стоит обратить внимание на вещь под названием «Мера тел», выдвинутую в номинации «Современный танец». Это копродукция петербургского инженерного театра «АХЕ» и екатеринбургской танцевальной команды «Провинциальные танцы» — научно-технический балет с дымом, краской и экзистенциальным ужасом на основе таблицы Менделеева.



оригинальный адрес статьи